Цели: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Частица»; повторить порядок синтаксического разбора; объяснить лексическое значение указанных слов.
I. Организационный момент.
II. Чтение контрольного диктанта.
С рейда город Мессина выглядел по-сицилийски красиво, заманчиво, однако Пете на миг почудилось что-то тревожное в расположении и количестве домов. Их оказалось гораздо меньше, чем могло быть. Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях. Лишь когда высадились на пристань, Петя увидел, что больше половины города представляет собой руины.
Тогда он вдруг вспомнил слова, которые три года назад с ужасом повторял весь мир: мессинское землетрясение.
Разрушение города и гибель десятков тысяч людей произошли в течение нескольких минут и не оставили после себя ни крепостных башен, ни мраморных колоннад – ничего, кроме жалких обломков квартирных перегородок с клочьями обоев, дранки, битого стекла и скрученных железных кроватей, поросших теперь дерезой и пасленом. Это был первый разрушенный город, который видел Петя. (110 слов.)
(Приставки. Суффиксы прилагательных. Дефисное написание местоимений и наречий. Частицы не и ни, другие служебные части речи.)
Для справок. – степное кустарниковое растение; паслён – травянистое растение.
III. Грамматические задания.
1. Найдите в тексте частицы и надпишите, к какому разряду они относятся.
2. Выделите в тексте.
I вариант – предлоги; II вариант – союзы.
Укажите их признаки.
3. Выполните синтаксический разбор предложения.
Домашнее задание: повторить все о частицах; составить карточку из 20 слов для соседа по парте по теме «Служебные части речи».
Уроки 153–154 В КОНТРОЛЬНОМ ДИКТАНТЕ. пОВТОРЕНИЕТЕМЫ «сЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ»
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте; устранить пробелы по теме «Частица»; систематизировать знания учащихся о служебных частях речи; учить определять омонимичные части речи.
II. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.
Учащиеся, успешно справившиеся с контрольным диктантом, выполняют работу по карточке.
Когда вы идете в Михайловское по дороге (,) ведущей от окраины деревн.. к усадьб.. Пушкиных, вы видит.. – это самая живописная дорога. Из зар..слей березняка и ольшаника она выводит нас в сосновые рощи, потом снова бежит в ольшаник, который (по)всюду воюет с березняком и ельником.
Все вокруг янтарно(желтовато), кругом папоротник и болотные травы, какие (не)часто встретишь в других местах.
По мере того как тропа поднимается, круг..зор ра(с,з)ширяется. Теперь с обеих сторон – великолепный сосновый лес, где гиган..ские стволы выстроились в дли(н,нн)ые коридоры. Ветви стволов изгибаются (по)разному. Одни как своды прекрасного храма (,) возведе(н,нн)ого самой природой, другие стремят..ся леч.. на ковер зеленого мягкого мха, бодро пружин..щего под ногами. А вокруг цветы и травы. Самые разные.
Задание к карточке.
– Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы; расставить запятые.
– Выделить в тексте служебные части речи:
1. Творческий диктант (по всем служебным частям речи).
(Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Наречия. Написание не.)
Задание. Выпишите в три колонки служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
– Словам каких частей речи они могут быть омонимичны?
3. Самостоятельная работа по карточкам, составленным учителем.
1) Найдите соответствия. С одним из предлогов составьте и запишите предложение (справа).
2. Употребите указанный предлог с существительным, поставив существительное в нужную форму.
а) (в)течение_____; (в)связи________; (в)следствие_______;
б) благодаря_____; согласно________; вопреки __________.
3. Раскройте скобки, производные союзы и предлоги подчеркните.
а) – Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Пословица.)
– Что(бы) ни говорили, я выполню эту работу.
– Отец так(же) учился в университете.
в) – (И)так, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала. (Лермонтов.)
– (И)так я сделал открытие.
– Какие трудности возникли сегодня у вас при выполнении упражнений?
Урок 155Междометие как часть речи
Цели: познакомить учащихся с междометием как частью речи; научить находить междометия в тексте; формировать умение отличать междометия от других частей речи; (р/р) составлять связный рассказ с междометиями.
II. Проверка домашнего задания.
Двое учеников у доски составляют таблицу «Дефис в словах и между частями слова». Остальные зачитывают свои примеры на каждый вид орфограмм (по цепочке).
1. Анализ текста, спроецированного на экран.
Дом, где помещалась чайная, пожалуй, исключение. Ничего нового не видно в нем. Мы устремились в дверь, но увы, она была заперта изнутри. Тогда я в отчаянии полез в открытое окно и увидел пустую комнату, застланную газетами. На табуретке стояла женщина и кистью водила по потолку.
– Какие слова в данном тексте помогают понять, почувствовать разочарование, огорчение автора? (Увы, в отчаянии.)
– Какими членами предложения являются эти слова? (Увы – особая часть речи, которая не является членом предложения.)
2. Чтение материала § 70 (с. 190).
3. Составление схемы-таблицы.
Междометия – слова, выражающие чувства,настроения, побуждения
4. Заполнение таблицы, заранее приготовленной на доске (указать значения междометий).
– Междометия могут выражать и формы приветствия, благодарности.
Задание. Составьте (устно) мини-диалог с междометиями:
I вариант II вариант III вариант
«В библиотеке» «В магазине» «В больнице»
– Составьте нераспространенные предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы:
– Надеюсь, все видели веселый мультфильм про попугая Кешу. Помните, какие диалоги он вел с обитателями городского двора, а о чем он разглагольствовал с курами, коровами, свиньями в деревне?
Запишите эти диалоги, используя междометия.
– Вспомните, как оформляется диалог на письме.
– Для чего служат междометия?
– Что они выражают?
– На какой вопрос отвечает междометие? (Ни на какой.)
– Каким членом предложения является? (Не является членом предложения.)
Ч т е н и е стихотворения Ангелова «Междометие» (индивидуальное задание, читает заранее подготовленный ученик).
выучить правило на с. 190; упр. 416.
Урок 156Дефис в междометиях и знакипрепинания при междометиях
Цели: познакомить ребят с дефисным написанием междометий и постановкой знаков препинания при них; (р/р) учить конструировать предложения.
– Какими членами предложения являются междометия, которые употреблены в значении других частей речи?
– Выполните синтаксический разбор первого предложения на доске.
– Назовите подобранные вами однокоренные слова к наречию вдалеке.
– Сделайте морфологический разбор прилагательного трусливые (выполнить на доске).
1. Чтение текста упражнения.
2. Беседа по вопросам.
– Как вы считаете, какие междометия, выражающие чувства, настроения, можно ввести в этот текст?
– А теперь представьте, что, вспоминая, вы рассказываете о двух бабушкиных коржах в кругу своих друзей. Как вы будете рассказывать? Будете ли использовать междометия? Какие?
3. Выпишите слова с н и нн. Объясните написание этих букв.
Вставьте н или нн в слова, записанные на доске, раскройте скобки.
Дли(н,нн)ая деревенская улица пуста(н,нн)а. Стены одних домов выкраше(н,нн)ы масля(н,нн)ой краской, другие побеле(н,нн)ы гаше(н,нн)ой известью. (По)всюду сады. Ах! Как удивительно прекрас(н,нн)ы они в своем весе(н,нн)ем цветении! (Не)умолкая (ни)на минуту, гремит пчели(н,нн)ый оркестр. Ночью слышится соловьи(н,нн)ое пение, в тума(н,нн)ом небе светит одинокая луна. На яблонях в лу(н,нн)ом свете матовой белизной отливают антоновки, их медовый запах смешивается с ароматом скоше(н,нн)ой травы.
– Укажите, с какой целью употреблено в этом тексте междометие.
– Какие еще чувства, настроения могут выражать междометия?
1. Что выражают написанные на доске междометия?
Ай-ай, хи-хи-хи, увы, ах, кря-кря, эй, тьфу, гм, ну и ну.
2. Самостоятельно сформулируйте правило постановки дефиса в междометиях.
3. Чтение материала § 71 (орфограмма № 70).
4. Выполнение упражнения 417 (на доске и в тетрадях).
5. С какой буквы нужно писать слова, если после междометия стоит восклицательный знак? (Чтение § 71, орфограмма № 8.)
1. Выполнение упражнения 418 (письменно).
2. Сконструируйте предложения по схемам:
(П – прямая речь, м – междометие, а – слова автора).
VII. Подведение итогов урока.
– Какими по интонации могут быть предложения с междометиями?
– В каких случаях ставится дефис в междометиях?
выучить правило на с. 190; упр. 419; принести текст «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Урок 157Урок-игра по теме «Междометие»
Цели: систематизировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка по теме «Междометие»; учить ребят работать коллективно; (р/р) обогащать словарный запас учащихся.
II. Проверка домашнего задания (упр. 419).
– В каком значении употреблено здесь слово резались? (Бились, сражались.)
– Какие еще значения этого слова вам известны? (Резаться – 1) о зубах: прорезбться; 2) азартно играть в какую-нибудь игру.)
– Объясните знаки препинания, расставленные вами в предложениях.
Класс делится на две команды (по рядам).
1) Какие состояния и чувства выражает междометие а?
2) Назовите междометие, выражающее сожаление. (Увы.)
3) Назовите междометия, которые пишутся через дефис.
4) Какие междометия могут выполнять в предложении роль сказуемого?
5) Возглас, которым мы прогоняем курицу. (Кыш.)
6) Возглас, означающий радость победы. (Ура!)
7) Междометие, выражающее досаду. (увы, у.)
8) Междометие, выражающее удивление. (Ну и ну!)
9) Междометие, побуждающее к действию. (Ну!)
10) Междометие, выражающее чувство испуга. (Ой!)
2. «Кто больше?».
Задание: из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова выписать междометия.
Каждая команда получает карточку с заданиями. Выиграет тот, кто быстрее ответит на все вопросы.
1) Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
2) Возглас, которым прогоняют курицу.
3) Междометие, выступающее в предложении в роли сказуемого, обозначает действие кого-то, быстро проскользнувшего, пробежавшего.
4) Междометие, выражающее сомнение, недоверие, иронию.
5) Звукоподражание корове.
6) Восклицание, выражающее недоумение.
4. Междометия на «а».
– Просторечный призыв идти куда-то.
– Охотничий возглас при травле зверя.
– Возглас, которым перекликаются в лесу.
– Междометие, выражающее радость.
(Ответы: айда, ату, ау, ах, ага, а.)
5. Составьте диалог на тему:
I команда II команда
«На катке» «В бассейне»
Победитель – команда, в чьем диалоге больше междометий.
6. Нарисуйте дружеский шарж на членов команды-соперницы, указывающий, какое междометие команда произнесла большее количество раз в течение игры.
Люди всегда старались разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает пятнадцати километров, а расстояние от поверхности до центра Земли шесть тысяч триста семьдесят километров.
И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.
1. Морфологический разбор: пятнадцать (километров).
2. Записать числительное «шесть тысяч триста семьдесят километров» в родительном, дательном и творительном падежах.
Р. п. – шести тысяч трехсот семидесяти километров
Д. п. – шесть тысячам трёмстам семидесяти километрам
Т. п. – шестью тысячами тремястами семьюдесятью километрами
Путь через тайгу
Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.
Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.
Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.
Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.
Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?» — подумал он.
Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
1. Синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор: Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
Синтаксический разбор: Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
Синтаксический разбор: Ночь преобразила лес.
2. Морфологический разбор слов: под раскидистой; около смолистого.
3. Разбор слов по составу: смолистого, зернышки, разложил .
Контрольный диктант «Тайны глубин»
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение — один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.
Из книги «Почемучка»
- Определите падеж числительных:I вариант – в 1 абзаце;II вариант – в 2 абзаце.
- Произведите морфологический разбор любого числительного:I вариант – из 2 абзаца;II вариант – из 1 абзаца.
- Просклоняйте любое числительное из диктанта
Диктант «Подъём в гору»
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку. (69 слов)
- Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
- Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Диктант по теме «Числительное» 6 класс
И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса. (Из книги «Почемучка»).(120 слов).
1.Определите падеж числительных в 1 абзаце.
2.Произведите морфологический разбор любого числительного из 2 абзаца.
3.*Произведите синтаксический разбор 3 предложения 2 абзаца (Глубинное бурение).
4.*Просклоняйте любое числительное из диктанта.
1.Определите падеж числительных во 2 абзаце.
2.Произведите морфологический разбор любого числительного из 1 абзаца.
4.*Просклоняйте любое числительное из диктанта.
Жители Москвы смогут присоединиться к акции «Татарча диктант», которая в этом году пройдет на трех площадках столицы, сообщили в Полпредстве РТ в РФ.
26 ноября написать диктант можно будет в Татарском культурном центре Москвы и в школе № 1186 имени Мусы Джалиля. 27 ноября – в Центре исламской культуры и образования им. Шигабутдина Марджани.Также все желающие смогут проверить свои знания в онлайн-формате на сайте диктанта.
В этом году Всемирная образовательная акция по проверке грамотности на татарском языке пройдет с 25 по 27 ноября. Диктант проводится в единые дни во всех субъектах Российской Федерации, зарубежных странах и районах Татарстана. Трансляция пройдет на телеканалах «ТНВ-Татарстан» и «ТНВ-Планета» в 11.00 по московскому времени.
Ранее Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем Telegram-канале пригласил всех желающих присоединиться к «Татарча диктант-2022».
Организаторами акции выступают Всемирный форум татарской молодежи, Исполком Всемирного конгресса татар, Минмолодежи РТ и Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
Первый раз «Татарча диктант» прошел в 2016 году, в нем приняли участие 600 человек из трех стран зарубежья и девяти регионов России. В 2021 году аудитория акции составила более 1 миллиона человек из 34 стран зарубежья и 74 регионов России.