Европейский маршрут е40

Европейский маршрут е40 Землетрясения

Масштабный план — пустить крупнотоннажные корабли по Висле, Припяти и Днепру от моря к морю — угрожает уничтожить дикую природу Полесья. О том, как пытаются реализовать E-40 и как общественные организации этому противостоят, рассказывает координатор кампании «Стоп Е-40» Ольга Каскевич.

Содержание
  1. Что такое проект водного пути Е-40?
  2. Что сегодня известно о планах по строительству водной трассы Е-40?
  3. Строительство речного хаба в Нижних Жарах и работы по дноуглублению на Днепре и Припяти проходят по документам как элементы строительства водной трассы Е-40. В виде инвестпроектов они отправлены в европейские инвестиционные банки
  4. Планы напоминают, возможно, непреднамеренно, предложения СССР по поворачиванию сибирских рек. Доверие к этим предложениям было потеряно из-за потенциальных экологических и социальных последствий.
  5. Сокрытие информации от обсуждения с общественностью вопреки национальному законодательству и Орхусской конвенции
  6. Пробы заручиться поддержкой для проекта на самом высшем уровне у глав государств и ЕЭК ООН
  7. Водный путь Е-40 не вошел в сеть TEN-T и не интересен для дальнейшего финансирования
  8. Возможен ли Е40 как часть инициативы «Пояс и дорога» (BRI — Belt and Road Initiative) — восстановление древнего Шёлкового пути?
  9. Based on many discussions, we have concerns about whether the AIIB will meet these high standards, particularly related to governance, and environmental and social safeguards. — The Guardian.
  10. Как я могу помочь?
  11. Чем ценна Припять и Полесье?
  12. История проектаПравить
  13. Реализация проекта в Польше
  14. Международная общественная кампания «Сохраним Полесье» (Save Polesia)Править
  15. Экономические показатели проекта по оценкам разработчиковПравить
  16. Экологические риски проектаПравить
  17. МаршрутПравить
  18. Галерея

Что такое проект водного пути Е-40?

Е-40 — проект строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Черное моря. Инициаторы проекта говорят «восстановление», поскольку магистральный водный путь Е-40 (по маршруту Гданьск–Варшава–Брест–Пинск–Мозырь–Киев–Херсон) существует на бумаге с 1996 года. Вот только от Варшавы до Бреста он не судоходен, поэтому планы по «восстановлению» Е-40 предполагают строительство обводного канала в Польше, шести-семи плотин и шлюзов на Припяти, а также углубительные работы по всему маршруту, для того чтобы по нашим рекам могли ходить многотоннажные суда класса «река–море».

Землетрясения:  Плита земной коры

Европейский маршрут е40

На карте отмечены особо охраняемые природные территории, которые пострадают, если будет построен водный путь Е-40, который изменит гидрологический режим Полесья

Инициаторами строительства Е-40 выступила коалиция организаций из трех стран (Беларуси, Польши и Украины) во главе с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», Морским институтом в Гданьске, Министерством транспорта Беларуси и Министерством инфраструктуры Украины.

Что сегодня известно о планах по строительству водной трассы Е-40?

Лоббисты Е-40 пытаются получить разрешение на строительство отдельных частей водной трассы международного значения Е-40, избегая таким образом необходимости проведения Стратегической экологической оценки. Кроме того, легче найти финансирование для отдельных «маленьких» проектов, чем одного очень крупного.

На сегодня началось проектирование речного хаба в белорусских Нижних Жарах на Днепре у границы с Украиной (Рамсарское водно-болотное угодье международного значения). В рамках межправительственного соглашения запланированы работы по дноуглублению на Днепре и Припяти.

С другого конца маршрута в это же время Польша строит судоходный канал через Балтийскую косу в Вислянском заливе. Площадь уже появившегося насыпного острова — 181 га — является частью судоходного канала через косу длиной в 1 км, которая предполагает также перемещение судов класса «река–море» длиной 100 и шириной 20 метров. Строительство началось в ноябре 2018 года, планируется к завершению в 2022-м.

Стоимость проекта — 236 млн долларов, но он экономически нецелесообразен, так как рядом с Эльблонгом есть порты Гдыни и Гданьска. Недавно стало известно, что эти планы не одобрил Брюссель: Еврокомиссия запретила дальнейшие работы по проекту, усомнившись в его необходимости.

Строительство речного хаба в Нижних Жарах и работы по дноуглублению на Днепре и Припяти проходят по документам как элементы строительства водной трассы Е-40. В виде инвестпроектов они отправлены в европейские инвестиционные банки

Лишь недавно общественная кампания «Стоп Е-40» получила дорожную карту Министерства транспорта Беларуси и Министерства инфраструктуры Украины до 2021 года по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта строительства международного водного пути Е-40 и меморандум о строительстве водного пути Е-40 между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и ЗАО «Белтопэнерго». Согласно этим документам, участок рек Днепр Нижние Жары — устье реки Припяти — г. Киев планируется привести к классу судоходности международного значения Vb, соответственно увеличив габариты рек для прохода судов класса «река–море» и построив портовую инфраструктуру.

Европейский маршрут е40

В 2016 году Министерство морского хозяйства и внутренних водных путей Польши опубликовало черновик «Планы польских водных путей на 2016–2020 с перспективой до 2030» (The Polish inland waterway plans for 2016–2020 with perspective to 2030). План предлагает масштабную разработку внутренних водных путей Е-30, Е-40 и Е-70 по рекам Одре и Висле, сделав их путями международного класса для перевозок от моря до моря.

Что касается польской части, экологическое сообщество Koalicja Ratujmy Rzeki вместе с другими организациями, учеными и местными властями опубликовали свое обращение к правительству Польши, президенту Всемирного банка, Европейскому банку развития и президенту Европейской комиссии с просьбой пересмотреть свое участие в этом и подобных проектах. Они предлагают учесть то (должную оценку ущерба от проекта не произвели), что заявленные экономические эффекты абсолютно нереалистичны, выгоду получат только отдельные строительные и инженерные организации, разрушив при этом речные долины и поймы рек, нанеся огромный вред охраняемым природным территориям и местам обитания разных видов животных и птиц, а также местным жителям и всей Польше.

Планы напоминают, возможно, непреднамеренно, предложения СССР по поворачиванию сибирских рек. Доверие к этим предложениям было потеряно из-за потенциальных экологических и социальных последствий.

Ресурсы на Е-40 планируется брать из европейских структур, европейских инвестиционных банков, а также любых других организаций, включая местные заинтересованные коммерческие компании или любых других партнеров. Однако международные корпорации потеряли интерес к проекту.

Сокрытие информации от обсуждения с общественностью вопреки национальному законодательству и Орхусской конвенции

В одном из пунктов Меморандума, подписанного 17 декабря 2018 между АМПУ и ЗАО «Белтопэнерго», была подчеркнута важность неразглашения информации планируемой деятельности и ее сокрытие от третьих лиц. Стороны приняли решение не разглашать и никаким способом не предоставлять «третьим сторонам» информацию о подготовке строительства водного пути. Такая позиция является грубым нарушением законодательства, помимо того, как мы сообщали ранее, проект является потенциально опасным с точки зрения охраны природы.

Европейский маршрут е40

В 2017 году впервые  состоялась акция – сплав на байдарках по рекам Случи и Припяти ко Дню окружающей среды, чтобы привлечь внимание к защите Полесья в связи с планами по строительству водного канала

Ни один высший орган исполнительной власти в Украине не обсуждал проект с общественностью. В Беларуси проект водного пути Е-40 упоминался лишь единожды в Национальной стратегии по водным ресурсам до 2030 года, которая выносилась на обсуждение Минприроды. На многочисленные запросы в причастные к проекту ведомства нам не предоставили ответы о том, на каком этапе обсуждения находится проект, ссылаясь на окончание работы над концепцией в 2015 году (Технико-экономическое обоснование).

Пробы заручиться поддержкой для проекта на самом высшем уровне у глав государств и ЕЭК ООН

За последний год была проведена серия заседаний и круглых столов, которые затрагивали вопрос Е-40: бассейновые советы по Западному Бугу, Припяти и Днепру, а также обсуждение Национальной стратегии по воде 2030 с попыткой включить строительство Е-40 во всевозможные правительственные документы.

Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заявил о водном пути Е-40 на последнем заседании Бассейнового совета по управлению рекой Западный Буг: «Никакие инфраструктурные проекты не будут реализовываться в ущерб окружающей среде, только чтобы получить финансирование. И это логично, учитывая, что даже их экономическую выгоду трудно обосновать, полноценной навигации нет уже который год с середины июля, и дноуглублением проблема не решится, вода не появится в реках».

Европейский маршрут е40

Карта с примерным размещением шлюзов на реке Припяти, согласно данным проекта ТЭО

Водный путь Е-40 не вошел в сеть TEN-T и не интересен для дальнейшего финансирования

Проект Е-40 не поддерживается Европейской комиссией и не стал частью проекта транспортной сети TEN-T. Как сообщила Еврокомиссия, технико-экономическое обоснование «восстановления» внутреннего водного пути Е-40 Днепр–Висла было сделано в 2013–2015 гг. Тогда оно финансировалось ЕС по проекту трансграничного сотрудничества Польши, Беларуси и Украины. Никакие дальнейшие действия на данном этапе не финансируются и не планируются официальными структурами ЕС.

Индикативный план действий по трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) для Восточного партнерства, обнародованный недавно, также не включает участки внутреннего водного пути E40, образованного верховьями реки Днепр в Украине и рекой Припять в Беларуси. Такое решение было принято по экологическим и экономическим соображениям.

Заранее ясно, что строительство водного пути будет сопровождаться колоссальными изменениями гидрологического режима в пределах особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения: территорий Изумрудной сети под эгидой Бернской конвенции, Рамсарских угодий и ТВП. Такое строительство не может быть осуществлено без потери ценности этих территорий. Польский компонент проекта, учитывая его характер и масштаб, должен быть предметом соответствующей экологической оценки по критериям Natura 2000, а также должен отвечать Водной рамочной директиве ЕС (Directive 2000/60/EC, OJ L 327, 22.12.2000, p. 1-73).

Напомним, что Минприроды Украины видит угрозу в проекте водного пути через реки Припять и Днепр и указывает на его бесперспективность, если процесс будет продолжаться в законном поле. Впрочем, на этот счет существуют серьезные сомнения, ведь проект лоббируется представителями президентской партии Украины, а процесс согласования тщательно скрывают от украинской и белорусской общественности.

Европейский маршрут е40

Ежегодная акция «Припять дай пять» в 2018 году собрала более 50 байдарок против строительства водного пути Е40

Возможен ли Е40 как часть инициативы «Пояс и дорога» (BRI — Belt and Road Initiative) — восстановление древнего Шёлкового пути?

С одной стороны, проект водного пути Е40 укладывается в намеченный путь нового Шёлкового пути, который соединяет Нидерланды с Турцией через Украину. С другой стороны, путь Е40 не является ключевым звеном коммуникации Нидерландов с Турцией и может быть заменен наземными перевозками по уже существующим автомагистралям и железнодорожным путям. Кампания за отмену разработки и строительства водного пути StopE40 и Save Polesia выражает свои опасения: если финансирование проекта будет получено в рамках BRI от азиатского банка AIIB, то появляется большой риск того, что экологические и социальные последствия от реализации проекта Е40 не получат должного внимания и будут проигнорированы. В 2015 году США выражали свои сомнения о том, что AIIB в состоянии соблюдать высокие стандарты в управлении угрозами для окружающей среды:

Based on many discussions, we have concerns about whether the AIIB will meet these high standards, particularly related to governance, and environmental and social safeguards. — The Guardian.

Белорусский экологическая коалиция направила жалобу против внутреннего водного пути E40 в Европейский Союз в 2018 году. Экологи призывали ЕС признать петицию, подписанную более 25 000 человек, о прекращении проекта, который соединит Балтийское и Черное моря. Апелляция была направлена от имени 45 неправительственных организаций и ряда местных жителей из трех стран: Беларуси, Украины и Польши. Онлайн-петиции подписали также 23 371 резидентов Польши.

Защитники Полесья обращают внимание инвесторов на крайне неблагоприятные последствия реализации проекта E40 и призывают к окончательному отказу от планов по финансированию проекта.

Как я могу помочь?

Вы можете подписать петицию, адресованную правительствам Польши, Беларуси и Украины. Решение по этому вопросу еще не принято, и ваш голос может на него повлиять. Если вы представляете какое-либо юридическое лицо, вы можете присоединиться к заявлению для организаций.

Европейский маршрут е40

Вы можете лично рассказать об этой проблеме своим родным и близким. И, конечно, вы можете поставить лайк или сделать репост в социальных сетях — чем больше людей будет знать об этом вопросе, тем больше шансов, что судьбоносные решения будут приниматься не в кулуарах, а с нашим участием.

Чем ценна Припять и Полесье?

Припять — одна из наименее испорченных человеком крупных рек в Европе, и вся жизнь Полесья неразрывно связана с ней.

В пойме Припяти ежегодно 1,5 млн птиц набираются сил во время миграции, а всего на Полесье зарегистрировано более 90% от общего количества видов птиц Беларуси.

Здесь находится много редких биотопов, например, уникальные пойменные дубравы и черноольховые леса, здесь живет большое количество охраняемых видов животных и растений, многие из которых занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.

А еще Полесье — это болота, которые поглощают в 20 раз больше СО, чем леса той же площади, и которые могут сильно пострадать из-за изменения гидрологического режима в регионе.

Водный путь Е-40 затронет одни из самых ценных природных территорий Беларуси: национальный парк «Припятский», Полесский радиационно-экологический заповедник, 11 республиканских заказников и шесть местных. Из этих объектов 12 имеют международное значение.

Водный путь E40 — планируемый судоходный транспортный путь, предназначение которого соединить Балтийское и Чёрное моря.

Европейский маршрут е40

Проект схемы внутренних водных путей Европы

Длина примерно 2000 км. По проекту, маршрут проходит от г. Гданьска в Польше, через территорию Республики Беларусь (по руслу р. Припять) и до г. Херсона в Украине.

Украинская часть водного пути Е40 должна пройти по руслу р. Припять, через Чернобыльскую зону отчуждения, и р. Днепр — до г. Херсона и выхода в Черное море. Длина украинской части пути — 970 км (почти половина общей протяженности). Общая площадь регионов, через которые должна пройти E40, составляет около 392 949 км², в которых проживает ориентировочно 28 690 834 человека.

История проектаПравить

Сегодня международные и европейские финансовые учреждения не дали согласия на кредитование Е40, поскольку имеют довольно жесткие требования к экологичности поддерживаемых ими проектов.

Реализация проекта в Польше

4 октября 2019 года в рамках участия во Втором форуме регионов Украины и Белоруссии Президент Украины Владимир Зеленский и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заключили договоренности, согласно которым в 2020 году украинская сторона должна провести дноуглубление на реках Припять и Днепр, необходимое для восстановления полноценного судового движения.

Международная общественная кампания «Сохраним Полесье» (Save Polesia)Править

«Сохраним Полесье» — часть международной коалиции Save Polesia, которая объединяет общественные организации из Беларуси, Украины, Польши и Германии. Цель кампании — популяризировать Полесье как уникальный единственный природный заповедник с высокой природоохранной и культурной значимостью, в том числе для получения статуса объекта Всемирного наследия и отмену строительства водного пути Е40. До 2020 года общественная кампания против строительства водного пути Е40, который может пройти по рекам Польши, Беларуси и Украины, называлась «Стоп Е40» (STOP E40). Коалиция считает, что проект Е40 плохо продуманный и экономически нецелесообразен, а именно строительство Е40 станет катастрофой как для уникального региона белорусского Полесья, как и для ряда ценных природных территорий Польши и Украины. Кампания по-прежнему использует в соцсетях хэштег #stop_E40.

Общественная кампания «Сохраним Полесье» хочет привлечь внимание правительств Беларуси, Польши, Украины и Европарламента к угрозе ценным природным территориям Полесья и продемонстрировать, что любые решения относительно проекта строительства водного пути Е40 должны приниматься при активном участии общественности и независимых экспертов. По мнению членов коалиции, проект водного пути Е40 имеет сомнительную экономическую ценность и однозначно несет серьёзную угрозу природе. При этом девственная территория Полесья имеет большой потенциал для продвижения экотуризма, усиление местного бизнеса и устойчивого развития всего региона.

Офис президента поручил ответить на письмо секретариата Кабинета Министров Украины, который в свою очередь поручил это Министерству защиты окружающей среды. В письме-ответе Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 29.12.2020 № 25/8-12/12524-20 указано: «В связи с намерениями проведения дноуглубительных работ на украинском участке реки. Припять, министерство неоднократно в своих обращениях в адрес Минифраструктуры подчеркивало высокой вероятности ухудшения качества воды при проведении дноуглубительных работ за каламучення радиоактивных седиментов, особенно на участке р. Припять в пределах территории зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения и в верховье Киевского водохранилища. Вопрос проведения дноуглубительных работ на реке. Припять требует первоочередного основательного научного изучения текущего состояния донных отложений, анализа влияния дноуглубительных работ на природные экосистемы, имеющие особое природоохранное значение, в частности тех, что находятся в пределах объектов природно-заповедного фонда Украины, или на некоторых участках в непосредственной близости от этих территорий». Одновременно министр Криклий в своем письме по поводу этого же никак не прокомментировал отсутствие выводов Стратегической экологической оценки и ОВД работ на Припяти и начала строительства Е40.

Экономические показатели проекта по оценкам разработчиковПравить

  • Влияние инвестиционного проекта на окружающую среду не определяется количественно не измеряется или не является аргументированным.
  • Заявление о том, что реализация проекта может привести к созданию новых привлекательных рабочих мест, не аргументирована.
  • Основная часть экономического анализа E40 основывается на ошибочном предположении: если средства предоставляются из государственных источников (например, из государственного бюджета или из средств ЕС), то, оценивая эффективность инвестиций с точки зрения общественности, эти затраты нужно учитывать при исчислении общих расходов.
  • Даже если затраты на строительство игнорируются, анализ показывает, что инфраструктуру, созданную в рамках проекта, трудно поддерживать только за счет доходов, полученных во время его текущей эксплуатации.
  • В то время, когда преимущества в виде сокращения транспортных расходов перевозчиков создаются в основном для частных лиц, то большая часть инвестиционных затрат (а также возможные дополнительные расходы, связанные, например, с деградацией речных экосистем) будут возложены на общество в целом трех стран (Беларуси, Польши, Украины). Этот подход не соответствует принципу «пользователь платит», указанного в материалах проекта.
  • Документы не содержат достаточно деталей относительно использованного прогноза грузовых потоков. Несмотря на то, что в описании модели упоминается ряд других предположений, остается непонятным, например, сколько месяцев в год взят как период навигации для различных вариантов водного пути, поскольку это предположение согласуется с моделью, скорректированной для условий Нидерландов.
  • Анализ чувствительности модели к заложенным предположениям не представлен в этом документе. Это обстоятельство является особенно значительным недостатком, учитывая большую неопределенность, связанную с такими прогнозами. Эта неопределенность не только не оценивалась с точки зрения чувствительности принятых допущений, но для самих предположений (например, путем определения стандартных ошибок в прогнозных показателях).
  • Общая ошибка, характерная для всего отчета — отсутствие правильного понимания разработчиками концепции социально-экономического благосостояния, в которой применяется анализ выгод и затрат (то есть сравнение общих затрат, как государственных так и частных, с общими преимуществами, опять же частными и дополнительными).
  • Необходимо полностью учесть инвестиционные затраты в анализе. В противном случае, оценки внутренней нормы прибыли (IRR) и экономической стоимости сети (NPV), представленные в отчете, не имеют экономического смысла.
  • Средние затраты на техническое обслуживание и ремонт гидрологической инфраструктуры выраженные в процентах от стоимости инвестиционных затрат проекта (0,01 %) на первом этапе деятельности выглядят недооцененными. Согласно имеющегося опыта можно было бы ожидать, что эти расходы составляют 3-5 % инвестиционных расходов ежегодно, особенно в более поздние периоды.
  • Предполагается также включение сокращения выбросов двуокиси углерода в перечень дополнительных преимуществ, которые возникают в результате внедрения проекта. В то же время в документе отсутствуют количественные расчеты сокращений выбросов двуокиси углерода. С другой стороны, выбросы СО2, связанные с внутренним водным транспортом, в целом сопоставимы с выбросами от железнодорожного транспорта.
  • Работа также не учитывает существование многочисленных охранных природных территорий, особенно ценных для сохранения биоразнообразия в Беларуси и Украине. Этим участкам также может быть нанесен вред вследствие проведения гидрологических работ. Одновременно в работе не учитываются дополнительные расходы как часть затрат проекта (в том числе в контексте возможных компенсационных выплат или мер).
  • Более детальная экономическая оценка Документа является бесполезной, поскольку не изменит неправильный базовый подход оценки идеи проекта E40 на предмет его целесообразности.

Экологические риски проектаПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2017 года; проверки требуют 16 правок.

E40 — длиннейший европейский маршрут, длиной около 8000 км, соединяющий французский город Кале через Бельгию, Германию, Польшу, Украину, Россию, Казахстан, Узбекистан, Туркмению и Киргизию с казахстанским городом Риддер, который находится рядом с казахстанско—российской границей.

МаршрутПравить

Европейский маршрут E115 — автомобильная дорога в европейской части России, соединяющая города Ярославль и Новороссийск.

Проходящий целиком по территории Российской Федерации, маршрут включает в себя автодороги:
М8 — М2 — М4 — E 592.

Некоторые участки маршрута Е115 являются платными.

E40 — длиннейший европейский маршрут, длиной около 8000 км.

Соединяющий французский город Кале через Бельгию, Германию, Польшу, Украину, Россию, Казахстан, Узбекистан, Туркмению и Киргизию с казахстанским городом Риддер, который находится рядом с казахстанско—российской границей.

Европейский маршрут Е91 — европейский автомобильный маршрут категории А в Турции, соединяющий город Топраккале с турецко-сирийской границей.

Длина маршрута — 165 км.

Маршрут Е91 проходит через города Искендерун, Антакья и Яйладагы.

Е91 пересекается с маршрутами: E90, E98

Европейский маршрут Е83 — европейский автомобильный маршрут категории А в Болгарии, соединяющий города Бялу и Софию.

Длина маршрута — 266 км.

Маршрут проходит через города Плевен, Ябланица и Ботевград.

Европейский маршрут E03 проходит по территории Франции от Шербур-Октевиля до Ла-Рошели.

Маршрут

Протяжённость маршрута составляет около 459 км.

E03 ШЕРБУР-ОКТЕВИЛЬ — ЛА-РОШЕЛЬ

 Франция

Код дороги-участка
Начало участка
Основные населенные пункты
Конец участка

N13
Шербур-Октевиль
Валонь
Карентан

N174, A84
Карентан
Сен-Ло, Ториньи-сюр-Вир, Авранш
Ренн

N137
Ренн

Нант

A83
Нант

Сен-Эрмен

N137
Сен-Эрмен

Ла-Рошель

Европейский маршрут Е89 — европейский автомобильный маршрут категории А в Турции, соединяющий города Гереде и Анкара.

Длина маршрута — 147 км.

Е89 пересекается с маршрутами E80, E90, E88

Дорога между Кале, Франция и Риддер, Казахстан

Европейский маршрут е40

E 40 дорожный знак в Сколошуве, Польша

Европейский маршрут E 40 — самый длинный европейский маршрут, протяженностью более 8000 километров (4971 миля), соединяющий Кале в Франции через Бельгия, Германия, Польша, Украина, Россия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан, с Риддер в Казахстане у границы с Россией и Китай.

Дорога делает большой объезд в Среднюю Азию. Самая короткая дорога между Кале и Риддером примерно на 2 000 километров (1243 мили) короче, в основном по E30 через Берлин-Москва-Омск.

Галерея

  • В Яббеке в Бельгии
  • Переход через железную дорогу в Хемнице на востоке Германии
  • в Забже в Промышленном районе Верхней Силезии в Польше
  • Дорога E 40 на Украинском шоссе Киев-Зитомир
  • На казахско-кыргызской границе на Кордай
  • Дорога между Бейнеу (Казахстан) и Кунград (Узбекистан)
Оцените статью
Землетрясения