В районе функционируют:
Гончарное производство было популярно еще на заре цивилизаций и одно из достойнейших мест в мире керамики принадлежит мастерам Риштана. Этот промысел возник в Риштане с возникновением поселения. Здесь с древнейших времен была разработана уникальная технология создания керамических изделий. Если раньше гончарством занимались только в городе Риштане, в настоящее время им занимаются во всех населенных пунктах района.
Учеными собраны сведения о мастерах начиная середины XIX — начала XX века, а так же сведения о современных риштанских мастеров. Всего в Риштане в настоящее время работает свыше 1000 мастеров-керамистов.
Абду Джалол (Усто Джалил) — знаменитый гончар Риштана, великий мастер — аксакал Усто (Учитель) для всех гончаров Ферганской долины XVIII—XIX века. Совместно с братом Абду Джамил (Усто Кури) обучившиеся технике производства фаянса — чинни в Кашгаре, Иране и восстановили в Риштане эту древнюю утраченную технику производства. Передали рецепт изготовления посуды чинни ученику Абдулла Кулол (Кали Абдулло).
Абду Джамил (Усто Кури) — знаменитый гончар Риштана, великий мастер — аксакал Усто (Учитель) для всех гончаров Ферганской долины XVIII—XIX века. Совместно с братом Абду Джалол (Усто Джалил) обучившиеся технике производства фаянса — чинни в Кашгаре, Иране и восстановили в Риштане эту древнюю утраченную технику производства. Передали рецепт изготовления посуды чинни ученику Абдулла Кулол (Кали Абдулло).
Абдулла Кулол (Кали Абдулло) — гончар, ученик братьев Абду Джалол (Усто Джалил) и Абду Джамил (Усто Кури), великий мастер — аксакал Усто (Учитель) для всех гончаров Ферганской долины XIX века. Дед гончара, мастер-керамиста «наккоша» Усто Ибрагима Камилова.
Камилов, Ибрагим гончар, мастер-керамист «наккош», представитель седьмого поколения потомственной династии гончаров, внук великого мастер — аксакала Усто (Учитель) для всех гончаров Ферганской долины Абдулла Кулола (Кали Абдулло), народный художник Узбекистана, Лауреат Государственной премии СССР, народный мастер Узбекистана.
Юсупов, Шарофиддин — гончар, мастер-керамист «наккош», Лауреат премии ВЛКСМ, дипломат ЮНЕСКО, члены Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд», академик — действительный член Академии художеств Узбекистана, сын известного риштанского мастера XX века Юсупова Исамиддина. Учился у своего отца а так же у мастеров Х. Палванова, Х. Саттарова, И. Камилова, М. Исмаилова и Х. Юнусова — лучших мастеров Риштана воспринял традиции кистевой росписи и сюжетных «натюрмортных» композиций. 2005 г. — удостоен ордена «Фадокорона мехнатларини учун».
Усманов Рустам — мастер-керамист в первом поколении. Он единственный из риштанских мастеров, получивший профессиональное художественное образование — в 1980 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт по отделению промышленной графики, ученик мастеров Хакимджона Саттарова и Ибрагима Камилова. « Усто наккош», он мастерски владеет искусством росписи, различными технологиями глазурования. Изучает наследие старых мастеров, материалы археологических экспедиций, воссоздает утраченные орнаменты. Один из первых в Риштане, создал в собственном доме открытый музей-мастерскую, в которой помимо собственных изделий представлена интересная коллекция старинной керамики Риштана.
Назиров Алишер — керамист в первом поколении, ученик мастеров Усто Элибоя Далиева, Усто Абдукадыра и его сына Кимсанбоя Абдукадырова. Авторитетом для себя считает мастера Ибрагимова Камилова. « Усто Наккош», талантливый мастер по росписи изделий, один из первых открыл мастерскую школа-керамики где сейчас дает уроки сам мастер и его коллеги-ученики. Создал в собственном доме открытый музей-мастерскую.
Элибаев Ганиджон — потомственной гончар, мастер-керамист, владеет всеми процессами и техниками гончарного ремесла, ученик прославленного Усто Ибрагима Камилова. Более 50 лет занимается гончарным делом, первым в Риштане организовал метод производства гончарных изделий наподобие античного периода, в стиле древнегреческой вазописи, при этом стараясь одновременно сочетать и сохранять традиции народного искусства Риштана.
Известными риштанскими мастерами конца XIX века являлись Абдул Косым Балтабой, Абдурасулев Мадамин Ахун (Усто Мулла Мадамин Ахун), Баба Бой Ниязматов Мелибой (Усто Бой Ниязмат), Баба Салим (Усто Салим), Бачаев Сали, Газиев Маякуб (Усто Якуб — наккош), Мадалиев Абдул Саттор (Усто Абдусаттар), начале XIX век а Абдурасулев Тухтасин, Ахмаджонов Исак (Искандер), Баба Ходжи Мирсалимов, Хамраев Ахмад Али, в середине XX века Бабаходжаев (Бабаев) Замзам, Джаббаров Мазаир (Усто Мулло Заир), Касымов Рустам, Мадалиев Абдул Саттор (Усто Абдусаттар), Мирсадык (Усто Масадик), Муминов Умарали (Усто Умарали), Ортыков Ульмас (Усто Ульмас Ортыкбоев), Палвановы Хатамали и Курбанали, Ташкулол Усто, Тохта-бачча (Усто Тохта), Усманов Хайдар (Усто Хайдар), Хайдаров Кадар (Усто Абдукадир), Шерматов Узакбой (Усто Узак), Шосалимов Хайдар (Усто Хайдар), Юнусов Холмат (Усто Холмат),Юсупов Исамиддин.
Произведения риштанских мастеров входят в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея, Музея искусств народов Востока в Москве, Музея этнографии в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа, Музея керамики Асакура-сан в Комацу (Япония) и другие зарубежные собрания.
Имеется кольцевая железная дорога, соединяющая Коканд, Маргилан и Куву с областными центрами Андижаном, Наманганом и столицей — городом Ташкент. Общая протяжённость железных дорог превышает 200 км.
Длина автомобильных дорог — более 3 000 км. В Фергане и Коканде есть аэропорты республиканского значения (в Коканде аэропорт не работает более 15 лет).
В связи с войнами и стихийными бедствиями неоднократно менялся и статус поселения. Из средневекового города к началу XX века Риштан превратился в кент, потом в кишлак. С установлением Советской власти в 1923—1929 годах вместо уездов и волостей, существовавших в Российской империи были созданы районы. До 1926 года существовала Риштанская волость. Постановлением ЦИК Узбекской ССР № 5 от 29 сентября 1926 года в составе Ферганской области Узбекистана был образован Риштанский район с административным центром в селении Юкары Риштан. В 1934 году он был переименован в кишлак Куйбышево в честь советского партийного деятеля Валериана Куйбышева. 8 мая 1958 года получил статус посёлка городского типа. Указом Президиума Верховного Совета Узбекской ССР от 24 ноября 1977 года посёлку Куйбышево было возвращено прежнее название Риштан, с одновременным присвоением статуса города.
Административно-территориальное деление Ферганской области.
5 городов районного подчинения:
Риштан является одним из культурных центров Ферганской долины. Уроженцами города были такие деятели культуры, как поэт, литературовед, переводчик, поклонник восточной поэзии и литературы, особенно Навои, Бедиля, член-корреспондент АН Узбекистана Мирзаабдулла Бакий Насреддинов который дружил с известными поэтами и мыслителями своего времени как Мукими, Фурката, Мухаййира, Завкий, Нодим Намангоний, Рожий Маргилоний, Рожий Хукандий.
Бакий перевёл с персидского на узбекский язык произведения-касиду Алишера Навои «Туҳфатул-афкор». В 1941 году входил в состав оргкомитета по проведению юбилейных торжеств 500-летия со дня рождения поэта, мыслителя и государственного деятеля Алишера Навои.
У истоков советского узбекского и таджиского театра и кино были риштанцы Хамраев Эргаш, Сарымсакова Лютфи, Касымов Мухаммеджан. На выбор профессии этими актёрами большое влияние оказало выступления в 20-х годах в Риштане передвижной театральной труппы Хамзы Хакимзаде Ниязи, показами пьес «Бай и батрак», «Проделки Майсары» и «Тайны паранджи».
Одним из основателей узбекского кино, кинодраматургом, режиссёром, сценаристом и одним из первых исполнителей главных ролей в узбек фильмах является Хамраев Эргаш. « Юксалиш-Подъем» Йулдаш, «Ажойиб иш-Необыкновенное дело» Эргаш, «Рамазон-Рамазан» Темур, «Йигит-Парень» Пулат.
Сын Хамраева Эргаша Хамраев, Али Иргашалиевич пошёл по стопам отца, став режиссёром и сценаристом, снял известные фильмы Где ты, моя Зульфия?, «Красные пески», «Чрезвычайный комиссар», Седьмая пуля, «Человек уходит за птицами», «Жаркое лето в Кабуле», «Невеста из Вуадиля» и др.
Актриса театра и кино, народная артистка СССРСарымсакова Лютфи «Лютфиханум» создала глубокие образы матерей, борющихся за счастье своих детей, в театре Кумуш хола «Два коммуниста», Айсара «Гульсара», Киме «Нурхон», в кино «Клятва» — мать Азима, «Асаль» — мать Асаль, «На зов вождя» — мать Рустама, «Священная кровь» — мать Юлчи, Об этом говорит вся махалля — Мехрихон, «Встречи и расставания» — мать Хафиза, и самый красивий образ Фатима опа в фильме Ты не сирота тем самом прославила на вес узбекистан слова «Ая» (мама по ферганский).
Актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР Касымов Мухаммеджан. В 30-годы обучался у великих мастеров театра и кино, таджикских Хамида Махмудова, Миркарима Саидова, узбекских Сафии Туйчибаевой, Фатхуллы Умарова. С 1931 в труппе Таджикского театра им. Лахути (Душанбе). Лучшие роли в театре Салих-бай («Бай и батрак»), Городничий («Ревизор»), Отелло («Отелло»), Лир («Король Лир»), снимался в фильмах Застава в горах, Дохунда, Знамя кузнеца, Как велит сердце и др.
Актёр театра и кино, режиссёр, педагог, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан Шамсутдинов, Хамит Мухамадеевич . Его роли в кинематографе (фильмы «Всадник на золотом коне», «Емельян Пугачев», «Возвращение чувств» и «Муса Муртазин») вошли в золотой фонд киноискусства Узбекистана, Башкортостана и России.
Топоним и прежние названия
Исходя из этого, в III—II веках до н. э. отсюда пролегла одна из трасс Великого шёлкового пути. В источниках поселение известно с IV века, а название Рештон — с IX века. За долгую историю город неоднократно разрушался селевыми потоками, землетрясениями и опустошался иноземными захватчиками. Однако жители сохранили самобытный традиционный уклад жизни и народное ремесло. До VIII века название города неоднократно трансформировалось, в связи с чем существует несколько версий о его происхождении.
В качестве примеров можно привести такие топонимы, как Араван, что восходит к Arabān (буквально — арабы), а также названия ряда небольших посёлков в окрестностях Коканда — Rapqān (от слова Rafiqān, то есть добродетельные), Ardaxşān, İrşādān и другие. Таким образом, исходя из древности города, скорее всего, нынешнее название закрепилось за ним после завоевания города арабами. В случае, если город существовал ещё до арабского вторжения, целесообразно рассмотреть название поселения с точки зрения его географического расположения, исходя из языков того времени.
В VIII веке в Хумынь, то есть в Риштан, из города Решт прибыли и в последующем ассимилировались с местными жителями рештцы, которые присвоили городу название своей исторической родины.
В период правления двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), 4-го праведого халифа Али ибн Абу Талиба (656—661), некоторые курайшиты из рода 1-го праведного халифа (сподвижник и тесть пророка Мухаммада Абу́ Бакра ас-Сидди́ка во главе со знатью города Медины) начали переселяться на северо-восток до берегов Каспия, где на территории Гилянской долины они создают мощное государство Сеидов со столицей в городе Решт.
Но через некоторое время основная часть племени белуджей направляется оттуда в южные регионы Афганистана, Пакистана и Ирана, а носители арабско-персидского диалекта (арабы, персы, гилянцы, мазендеранцы, луры и незначитальная часть белуджей, а также некоторые народы Памира) идут на север — в Ферганскую долину. Основная часть гилянцев, а также луры, персы и арабы оседают в первом городе на их пути, которому в последующем дали историческое название своей родины Решт — Рештон, что означает рештцы (окончание «-он» в переводе с фарси обозначает принадлежность к какому-либо региону или народу).
В связи с тем, что местное население Рештона в основном занималось гончарством, гелянцы у себя на родине — шелководством, а луры — земледелием и скотоводством, через некоторое время гелянцы и луры решают создать свои собственные поселения. Племя луров недалеко от столицы Рештон создаёт поселение с названием своей исторической родины Хуррамобад (в переводе с фарси — поселение счастья). Племя гилянцев за селением луров на луговой поляне рядом с несколькими более мелкими селениями тоже создаёт небольшое поселение. В связи с тем, что гилянцев местное население называло «моаргилони», их поселение также назвали «Моаргилон», то есть поселение жителей «Мы-из-гиляна». В данном поселении гилянцы организовали производство шёлковых тканей, чем они и занимались на исторической родине. Первоначально, гилянцы, мазендеранцы, белуджи говорили на северо-западном, луры и персы — на юго-западном, памирские народы — на юго-восточном, а местное население Ферганы — на одной из ветвей восточного иранского языка. В X веке все они перешли на фарси. Тем самым, можно сказать, что смесь арабско-персидско-гилянско-лаурско-мазендеранского и тюркского в будущем стала основой современного узбекского и таджикского языков.
Данную легенду также подтверждает захоронение в Маргилане (комплекс «Пир Сиддик»). С древних времён мазар назывался «Пир Сиддик» в честь 1-го праведного халифа, сподвижника и тестя пророка Мухаммада Абу́ Бакра ас-Сидди́ка. Мавзолей был сооружён в 1742 году на месте древнего захоронения. По преданию, мазару — 1000 лет, и там были похоронены племянники 1-го праведного халифа Шожалил ва Пошшобиби. Не исключено, что именно они являются представителями той знати города Медины, которые переселились к берегам Каспия, в последующем — в предгорья Памира, оттуда — в Ферганскую долину, где сперва поселились в Риштане, а через некоторое время с гелянцами недалеко от Риштана основали нынешний город Маргилан. Отсюда и возникает утверждение о том, что Бурхануддин ал-Маргилани ар-Рошидоний — по прямой линии потомок 1-го праведного халифа Абу́ Бакра ас-Сидди́ка.
В VII—XV веках арабы город Рештон называли Рошидон. Вероятно, они вкладывали в название города иной смысл, поскольку оно созвучно с арабским словом «Рошт» («Рушд») — правильный путь. Не исключено, что это название дано предками Шейх-уль-ислама Бурхануддин ал-Маргилани ар-Рошидоний.
Как известно, правления хазрата Абу Бакр Сиддика, Умара ибн Хаттоба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба в истории ислама называются периодом «Хулафои Рошидин», то есть правлением по правильному пути.
Ещё один город — Маргинан, к западу от Андиджана, в 7 йигачах пути. Это хороший город, полный всякой благодати. Гранаты (анор) и урюк (зардолу) там обильны и хороши. Есть один сорт граната, который называют донакалан. В его сладости чувствуется легкий, приятный, кислый привкус абрикоса (зардолу). Этим гранатам можно отдать предпочтение перед семнанскими гранатами. Имеется там ещё сорт урюка (зардолу), из которого вынимают косточки, а вместо них кладут внутрь плоды ядрышки и сушат. Называют его субхани, он очень вкусный. Дичь там хорошая, белые кийики попадаются близко. Жители Маргинана — сарты (таджики), это драчливый и беспокойный народ. Обычай драться на кулаках распространён в Мавераннахре. Большинство знаменитых кулачных бойцов в Самарканде и в Бухаре — маргинанцы. Автор Хидаи — уроженец селения маргинанской области, называемого Ришдан.
Как известно, Риштан является родиной урюка. О происхождении названия урюка субхони существует много интересных легенд, и одна из них связана с уроженцем Риштана «Шейх-уль-ислама» Мавераннахра Бурхануддин ал-Маргилани ар-Рошидоний:
В XII веке риштанцы приехали в Самарканд проведать своего земляка «Шейх-уль-ислама» Мавераннахра Бурхануддин ал-Маргилани ар-Рошидоний, и в качестве подарка привезли древние сорта знаменитых риштанских урюков «Муллаханда», «Муллагадойи», «Кандак», а также один из новых сортов урюка. Попробовав новый сорт урюка, «Шейх-уль-ислам», прослезившись, трижды произнес: «Субхоналла́х, Субхоналла́х, Субхоналла́х» («Преславен Аллах», «Святой Аллах») — «Спасибо тебе, Святой Аллах, что ты даровал моим землякам такое сладкое божество». С тех пор риштанцы назвали этот сорт урюка «Субхани».
В Риштанском районе работают:
Субъекты малого бизнеса и фермерских хозяйств
Общее количество действующих субъектов малого бизнеса составляет 2573 единиц, в том числе 1953 фермерские хозяйства (средняя площадь 1 фермерского хозяйства 19,5 га). Создано рабочих мест -2444.
Топоним, прежние название, статус
На протяжении нескольких веков название города неоднократно трансформировалось, тем не менее, топоним был неразрывно связан с местными географическими особенностями. Название города образовывалось от согдийских слов «Рош» — возвышенное место, «Руст» — укромное, скрытое место, либо «Раш» («Руш») — красная земля (по месторождению глины хоки cуpx, имеющей красноватый оттенок). Топоформант «-митан» («-мисан») означает «обитель», «жильё», «дом». Арабы, вероятно, вкладывали в название города иной смысл, поскольку оно созвучно с арабским «Рошт» («Рушд») — правильный путь. В связи с войнами и стихийными бедствиями неоднократно менялся и статус поселения. Из средневекового города к началу XX века Риштан превратился в кишлак. Только к 1934 году в результате развития промышленного производства населённый пункт получил статус посёлка городского типа. Тогда же он был переименован в посёлок Куйбышево в честь советского партийного деятеля Валериана Куйбышева. В 1967 году посёлок становится административным центром вновь образованного Риштанского района, а 24 ноября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета Узбекской ССР посёлку Куйбышево было возвращено прежнее название Риштан с одновременным присвоением статуса города.
Через Риштан красной нитью проходит древнейшая магистраль Великого Шелкового пути: Ташкент — Коканд — Риштан — Маргилан — Андижан — Ош — Китай. Автомобильный транспорт соединяет город со всеми городами Узбекистана.
С древних времён Риштан был известен как крупнейший в Центральной Азии центр садоводства и производства уникальной глазурованной керамики.
В регионе производится хлопок, зерно, рис, шёлк, фрукты (особенно урюк), а из промышленных продуктов — керамика и текстиль.
Чунгара — село в Риштанском районе Ферганской области республики Узбекистан, село входит в сельский сход граждан Риштан. Занимает территорию эксклава Северный Сох, по правому берегу реки Сох. Население в основном киргизы, занимаются преимущественно рисоводством и скотоводством.
Жители села испокон веков выращивали рис и, в частности, один из самых лучших и дорогих сортов девзиры, получивший имя по названию села Чунгара. Рис Чунгара — белый, без обычной для девзиры красной полоски вдоль зерна. В нём содержится намного больше крахмала, чем в других сортах девзиры, при этом он сохраняет её лучшие качества, легко впитывает в себя огромное количество воды, оставаясь при этом лёгким и рассыпчатым. Большое количество крахмала в Чунгаре после некоторого прожаривания придаёт плову неповторимый сладковатый привкус в дополнение к оригинальному и очень аппетитному аромату, присущему этому сорту риса.
Своими вкусовыми особенностями этот сорт риса во многом обязан воде реки Сох, которая насыщена полезными микроэлементами. Сох — одна из семи рек Средней Азии (наряду с Пяндж, Бартанг, Яхсу, Маркансу, Верхний Чирчик, Чаткал), где одним из главных микроэлементов, входящих в состав воды, является золото.
Сталик Ханкишиев — кулинар, писатель и фотограф. Автор кулинарных книг, посвящённых в основном восточной кухне:
Лилия Николенко — известный кулинар Узнета, автор проекта AZU.uz, автор книги «Узбекская домашняя кухня»:
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Спортивная инфраструктура включает:
Риштанский район является одним из культурных центров Ферганской долины. Уроженцами и жителями района были такие деятели культуры, как поэт, литературовед, переводчик, поклонник восточной поэзии и литературы Навои.
А также Бедиль и член-корреспондент Академии наук Узбекистана Мирзаабдулла Бакий Насреддинов, который дружил с известными поэтами и мыслителями своего времени (Мукими, Фуркат, Мухаййира, Завкий, Нодим Намангоний, Рожий Маргилоний, Рожий Хукандий).
Мирзаабдулла Бакий Насреддинов — поэт и литературовед, перевёл с персидского на узбекский язык произведение-касиду Алишера Навои «Тухфатул-Афкор».
В 1941 году он входил в состав оргкомитета по проведению юбилейных торжеств в честь 500-летия со дня рождения поэта, мыслителя и государственного деятеля Алишера Навои.
Закиров Хамдам Мусаевич — русскоязычный поэт, представитель ферганской школы поэзии, с 2001 года живёт в городе Коувола (Финляндия).
Известны его публикации в «Митином журнале», журналах «Звезда Востока», «Знамя», альманахах «Так Как», «24 поэта и 2 комиссара», «Твёрдый знак», «Черновик», «Орбита», антологии «Освобождённый Улисс»; переводы на итальянский и финский; книга стихов «Фергана» (1996).
Исажон Султон (Султонов Исажон Абдураимович) — писатель, член Союза писателей Узбекистана, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан.
Знаменита первая его повесть — «Мольба», а рассказы были опубликованы в различных литературно-художественных изданиях («Лунный родник» и «Чаша на воде» вошли в «Антологию узбекского рассказа XX века»).
В 2010 году художественно-литературным журналом Союза писателей Узбекистана «Звезда Востока» опубликован роман «Вечный скиталец».
На их выбор профессии актёра большое влияние оказало выступление в 1920-х годах в Риштане передвижной театральной труппы Хамзы Хакимзаде Ниязи с показами пьес «Бай и батрак», «Проделки Майсары» и «Тайны паранджи».
Эргаш Хамраев — один из основателей узбекского кино, кинодраматург, режиссёр, сценарист и один из первых исполнителей главных ролей в узбекских фильмах «Юксалиш/Подъем» (Йулдаш), «Ажойиб иш/Необыкновенное дело» (Эргаш), «Рамазон/Рамазан» (Темур) и «Йигит/Парень» (Пулат).
Его сын Хамраев Али Иргашалиевич пошёл по стопам отца, став режиссёром и сценаристом. Он снял известные фильмы «Где ты, моя Зульфия?», «Красные пески», «Чрезвычайный комиссар», «Седьмая пуля», «Человек уходит за птицами», «Жаркое лето в Кабуле», «Невеста из Вуадиля» и другие.
Лютфи Сарымсакова (Лютфиханум) — актриса театра и кино, народная артистка СССР, создала глубокие образы матерей, борющихся за счастье своих детей.
В театре играла в знаменитых спектаклях «Кумуш хола/Два коммуниста», «Айсара/Гульсара», «Киме/Нурхон», а также в кинофильмах — «Клятва» (мать Азима), «Асаль» (мать Асаль), «На зов вождя» (мать Рустама), «Священная кровь» (мать Юлчи), «Об этом говорит вся махалля» (Мехрихон), «Встречи и расставания» (мать Хафиза).
А самый красивый образ (Фатима опа) она создала в фильме «Ты не сирота», тем самым прославив на весь Узбекистан слово «Ая» (мама по-фергански).
Мухаммеджан Касымов — актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР. В 1930-е годы обучался у великих мастеров театра и кино: таджикских — Хамида Махмудова и Миркарима Саидова, узбекских — Сафии Туйчибаевой и Фатхуллы Умарова.
С 1931 года служил в труппе Таджикского театра имени Лахути (Душанбе). Лучшие роли в театре: Салих-бай («Бай и батрак»), Городничий («Ревизор»), Отелло («Отелло»), Лир («Король Лир»). Также он снимался в фильмах «Застава в горах», «Дохунда», «Знамя кузнеца», «Как велит сердце» и других.
Хамит Шамсутдинов — актёр театра и кино, режиссёр, педагог, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан.
Его роли в кинематографе (фильмы «Всадник на золотом коне», «Емельян Пугачёв», «Возвращение чувств» и «Муса Муртазин») вошли в золотой фонд киноискусства Узбекистана, Башкортостана и России.
В Риштанском районе функционирует Центральная библиотека имени Бакия, 10 клубных учреждений, 8 кинотеатров, парк культуры и отдыха.
13 городских посёлков:
11 сельских сходов граждан:
Монгольское завоевание XIII века внесло большие изменения в этническую карту Средней Азии. Переселение большого количества монголов-кочевников явилось очень существенным фактором. Этнические племена — джалаиры, ойраты, барласы и др., попав в Среднюю Азию, за короткое время оказались отюреченными по языку. Произошла именно тюркизация, а не таджикизация пришельцев, объясняется тем, что по своему образу жизни и монголы ближе соприкасались с тюрками. Но сама интенсивность и быстрота процесса, несомненно, позволяет говорить об очень сильном тюркском окружении, в котором очутились пришельцы-монголы. Данный процесс имел свое продолжения в конец XV и начале XVI веков после завоевания Средней Азии Дешт-и-Кипчакскими узбеками (союз тюрко-монгольских племен) сюда переселились многочисленные даштикипчакские группы — мангыты, кунграты, найманы, дурмены, кыпчаки, уйгуры, сарайы, катаганы, кенегесы, минги, юзы, кырки, бостоны, канглы, бахрины, и др.
Вследствия этого с конца XIII века и с XVI века вокруг Риштана начался процесс образования поселения преимущественно с населением тюрко-монгольских племен, в основном отюреченными племенами южных-монголов и восточных Дашти-Кипчаков: джалаиры (с. Джалаер), ойраты (с. Уйрат), найманы (с. Найман), дурмены (с. Дурмонча), кипчаки (с. Кипчак, Дашти-Кипчак), киргизы (с. Яйилма), а также минги, юзы, кырки, сарайы, бостоны, канглы и др.
По количеству населения Риштан занимает пятое место в Ферганской области после Ферганы, Коканда, Маргилана и Кувы. Город поделён на 20 кварталов (махалля), где по данным на 2017 год проживают 50,2 тысячи человек. Национальный состав населения города неоднороден и включает представителей более чем 20 национальностей. Основной часть населения составляют таджики и узбеки, а также проживают русские,татары, киргизы и другие национальности.
В период арабского завоевания Ферганы в письменных источниках упоминаются только 4 города, Ахсикент, Худжанд, Узгенд, Урест, конечно в то время существовали ещё 35 больших и малых городов которые были описаны арабскими путешествиниками в IX—X веков. Однако большинство городов Ферганы археологами почти не исследовано, хотя общая площадь многих из них известно, а примерную площадь некоторых возможно определить по письменным источникам и сохранившимися руинам, к числу которых входит и Риштан.
К началу VIII века в Мерве проживало 80 тыс., Самарканде — 30 тыс., Бухаре — 20 тыс., Термезе — 10 тыс., Худжанде, Пенджикенте, Бинкенте (Ташкент), Кеше (Шахрисабз), Несефе (Карши), Ахсикенте, Куве, Риштане, Узгенде, Оше, Хазараспе — до 10 тыс., Баласагуне, Нисе, Таразе, Нуджикенте, Касане — до 5 тыс. жителей.
К началу X века в Мерве проживало до 150 тыс., Самарканде, Ургенче — до 110 тыс., Кияте — до 100 тыс., Бухаре — до 50 тыс., Термезе — до 35 тыс., Кеше, Несефе — до 30 тыс., Пенджикенте, Бинкенте, Ахсикенте, Куве, Оше — до 25 тыс., Узгенде, Риштане — до 20 тыс., Канде (Канибадам), Бабе (Пап), Баласагуне, Таразе — до 10 тыс., Нуджикенте, Маргинане (Маргелан), Хаваканде (Коканд) — до 5 тыс. жителей.
Оброзование района и административного центра
Районы были созданы в 1923—1929 вместо уездов и волостей, существовавших в Российской империи. До 1926 года сушествовала Риштанская волость. Постановлением ЦИК Узбекской ССР за № 5 от 29 сентября 1926 года в составе Ферганской области, Узбекистана был образован Риштанский район с административным центром — городом Риштаном.
Риштан расположен на юге Ферганской долины в предгорьях Алайского хребта, на правом побережье реки Сох, на высоте 482 метра над уровнем моря на границе с Республикой Кыргызстан. Расстояние до Ферганы составляет 50 километров, до Ташкента — 270 километров. Ближайшая железнодорожная станция Фуркат (Серова) находится в 12 километрах к северу от города.
Город один из самых древних городов Ферганской долины на Великом шёлковом пути. С древних времён известен как крупнейший в Центральной Азии центр по производству уникальной глазурованной керамики и садоводства.
1934 году в результате развития промышленного производства населённый пункт получил статус посёлка городского типа и переименован в посёлок Куйбышево в честь советского партийного деятеля Валериана Куйбышева. В 24 ноября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета Узбекской ССР посёлку городского типа Куйбышево было возвращено его историческое название Риштан и одновременно присвоен статус города.
Численность населения составляет 180 600 человек, в том числе городское население — 138 600 человек (72,6%) и сельское — 52 000 человек (27,4%). По национальному составу 79% составляют узбеки, 16,4% — таджики, 4% — киргизы и другие национальности.
По населению административный центр Риштан занимает 5-е место в Ферганской области после Ферганы, Коканда, Маргилана и Кувы.
Город поделён на 20 кварталов (махалля): Богистон, Гумбаз, Дахбед, Дехканабад, Дориломон, Зар-Арик, Кози-Ахрор, О. Корабошев, Кошкайрон, Марказ, Минор, Мискин, Навоий, Носгар, О. Собиров, М. Топиволдиев, Тошоголик, Хужа-Илгор и Чинигарон, Шокир-Ата, в которых проживают 49 200 человек (по данным на 2013 год).
Монгольское завоевание XIII века внесло большие изменения в этническую карту Средней Азии. Переселение большого количества монголов-кочевников явилось очень существенным фактором.
Этнические племена барласы, джалаиры, дурмены, мангыты, найманы, ойраты и другие, попав в Среднюю Азию, за короткое время оказались отюреченными по языку.
Данный процесс имел своё продолжение на рубеже XVI века после завоевания Средней Азии Дешт-и-Кипчакскими узбеками (союз тюрко-монгольских племён), когда мигрировали дешт-и-кипчакские племена (бостоны, канглы, кенегесы, кыпчаки, кырки, минги, сарайы, юзы и другие.
Вследствие этого, с XVI века и в последующем вокруг Риштана начался процесс образования поселения преимущественно с населением тюрко-монгольских племён.
В основном, это были отюреченные племена южных монголов и восточных Дашти-Кипчаков: бостоны, джалаиры, дурмены, канглы, кипчаки, киргизы, кырки, минги, найманы, ойраты, сарайы, юзы и другие.
Таджики были основным населением административного центра волости Риштан, с. Калаи-Нау (Абдуллабоен, Калаинов, Хуррамабад), с. Кашкарыян (Кашкарён).
В остальных селениях проживали преимущественно узбеки различных тюркских и отюреченных монгольских племён, в основном, южных-монголов и восточных Дашти-Кипчаков: бостоны, джалаиры (с. Джалаир и Чек-Джалаир), дурмены (с. Дурмонча), кипчаки (с. Кипчак-Пандиган, Урта-Пандиган, Чубурган-Пандиган, Уимаут-Пандиган), киргизы (с. Джайильма), кырки, минги-юзы (с. Ак-Ер, Туда, Дутыр), ойраты (с. Уйрат-Пандиган, Кургонча-Пандиган), сарайы и другие.
Однако не стоит путать их с современными узбеками, имеющими тюрко-иранское происхождение и ведущих исторически оседлый образ жизни, древними предками которых были бактрийцы, согдийцы, ферганцы, хорезмийцы и другие сако-масагетские племена.
Район был одним из мест расселения депортированных крымских татар. Основная масса русскоязычного населения мигрировала в начале 1990-х годов в связи с развалом СССР.
«Главная гончарная мастерская» Центральной Азии
В Риштане с древнейших времен была разработана уникальная технология создания керамических изделий. Традиции искусства керамики многих соседних керамических центров, к концу XX столетия были почти полностью утрачены, но в Риштане (в этом его феномен) промысел развивался, на протяжении тысячу лет сохранив свою стилистическую целостность. Ни в одном из керамических центров Средней Азии нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане.
Основатель глазурованной керамической школы и руководитель братства и первый аксакал гончаров Риштана являлся великий мастер гончар Хасан Кулол ар-Рошидоний который жил в IX веке в махалле «Кулолон». Мастер прожил долгую жизнь и при жизни был признан Усто (мастером) Пири (перс. (پیر — старец), после смерти на месте могилы Хасан Кулол ар-Рошидоний — Усто Пири была построена мечеть его имени «Хасан Кулол», которая существовала до XIX века.
Учеными собраны сведения о мастерах начиная середины XIX — начала XX века, а также сведения о современных риштанских мастерах. Всего в Риштане в настоящее время работает свыше 1000 керамистов из которых белее 100 владеют всеми процессами — технологиями гончарного ремесла и являются мастерами-керамистами — усто (учитель).
Наследники Хасана Кулола ар-Рошидоний — Усто Пири, Абду Джалола (Усто Джалила), Абду Джамила (Усто Кури), Абдулло Кулола (Кали Абдулло), Усто Абдул Косыма Балтабая, Усто Мулла Мадамина Ахуна, Усто Бой Ниязмат, Усто Салима, Усто Бача Сали, Усто Якуба, Усто Абдусаттара, Усто Баба Мирсалима, Усто Узака, Усто Мазаира, Усто Холмата, Усто Маякуба, Усто Мусы, Усто Комилова и других, сохраняя память своих предков из поколения в поколение передают их драгоценное наследство, созданные ими дивные орнаменты и формы знаменитой на весь мир риштанской керамики.
Основной творческий костяк мастеров Риштана, нацеленных на создание высокохудожественных изделий, объединился в Риштанское отделение Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд» (Искусный ремесленник). Сегодня в ассоциации более 130 мастеров, из них 40-50 -постоянные участники выставок и ярмарок. Председателем риштанского отделения избран Алишер Назиров. В среде мастеров Риштана, как и в любом коллективе, есть свои лидеры, такими сегодня в Риштане считают, Шарофиддина Юсупова, Алишера Назирова, Рустама Усманова, Ашурали Юлдашева, Кимсанбойа Абдукадирова, Набиджона Кодирова, Гафурджона Бабаджонова, Кимсанбойа Ганиджонова, Алижона Исакова, Музаффара Саидова, Махмуда Азизова, Ганиджона Элибоева, Юлдашали Эргашева, Нимадали Эргашева, Мухамадали Тоджалиева, Исмоилжона Камилова, Закиржона Юлдашеав, Комилжона Косимова, Мавсума Мамаджонова, а также из молодых Фирдавса Юсупова, Саида Ахмедова, Ильдара и Ильнура Мурсакаева и других.
Произведения риштанских мастеров входят в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея, Музея искусств народов Востока в Москве, Музея этнографии в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа, Музея керамики Асакура-сан в Комацу Япония и другие зарубежные собрания.
Чон-Гара — село в Риштанском районе Ферганской области республики Узбекистан, село входит в сельский сход граждан Риштан. Занимает территорию эксклава Северный Сох, по правому берегу реки Сох. Население в основном киргизы, занимаются преимущественно рисоводством и скотоводством.
Жители села испокон веков выращивали рис и, в частности, один из самых лучших и дорогих сортов девзиры, получивший имя по названию села Чонгара. Рис Чонгара — белый, без обычной для девзиры красной полоски вдоль зерна. В нём содержится намного больше крахмала, чем в других сортах девзиры, при этом он сохраняет её лучшие качества, легко впитывает в себя огромное количество воды, оставаясь при этом лёгким и рассыпчатым. Большое количество крахмала в Чонгаре после некоторого прожаривания придаёт плову неповторимый сладковатый привкус в дополнение к оригинальному и очень аппетитному аромату, присущему этому сорту риса.
Риштан — один из самых древних городов Ферганской долины на Великом шёлковом пути, пролегавшим через Фергану. Он имел постоянное водоснабжение, что с эпохи бронзы обусловило устойчивое оседлое земледелие.
А в конце II тысячелетия до н. э. это привело к возникновению на данной территории очень раннего постоянного земледельческого поселения городского типа, что подтверждают свидетельства, в разные годы обнаруженные при археологических раскопках.
В частности, были найдены жилые и ремесленные кварталы городской застройки, производственные постройки (в том числе печи для обжига керамики), а также большая часть северной стороны оборонительной стены древнего города и различные бытовые предметы, которые были датированы началом II—I веками до н. э. и I веком н. э.
К началу арабского завоевания нынешний административный центр Риштан занимал площадь около 200 га, был обнесён мощной оборонительной стеной из битой пахсы и разделён на 2 крепости — Калаи-Боло (верхняя) и Калаи-Поён (нижняя).
Известный российский востоковед, академик В. В. Бартольд в своих исследованиях (Сочинения. Том I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия) указывал:
В период между IV и X веками Риштан был одним из крупных городов Ферганской долины.
Административно-территориальное деление уезда, кроме Риштанской, также включало ещё 22 волости:
Риштанская волость входила в Бачкирский участок и была разделена на 12 сельских общин (в частности, Акъ-Ирская, Катпутская, Куи-Риштанская, Пандиганская, Тудинская, Юкари-Риштанская и Якка-Карагачская).
Главой волости (мингбоши) в течение 30 лет (1877—1907) являлся общественный деятель, предприниматель, меценат Мухаммад Шокир Мирзохидбай Каландар огли (1834—1918).
За преданную и достойную службу во благо своего народа он был награждён Его Императорским Величеством 3-мя орденами и 3-мя медалями Российской империи.
В 1909 году приставом Бачкирского участка был капитан Иван Ильич Степанов, начальником станции Серово — Владимир Фёдорович Савельев, его помощниками — Марк Тимофеевич Сухотеплый и Иван Алексеевич Машков, волостным управом Риштана — Исмоил Ходжи Мадаминов, народным судьёй — Мулла Израиль Мадхакимов.
В Риштанском врачебном пункте должность врача была вакантной. Фельдшером-акушеркой была Екатерина Петровна Жукова, а фельдшером — Иван Мартович Пулциловский.
Районы были созданы в 1923—1929 годах вместо уездов и волостей, существовавших в Российской империи. До 1926 года существовала Риштанская волость.
Постановлением ЦИК Узбекской ССР № 5 от 29 сентября 1926 года в составе Ферганской области Узбекистана был образован Риштанский район с административным центром в городе Риштан.
В 1934 году в результате развития промышленного производства населённый пункт получил статус посёлка городского типа и был переименован в Куйбышево в честь советского партийного деятеля Валериана Куйбышева.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 13 000 жителей Куйбышевского района. Из них только в первые дни войны добровольцами вступили в Красную Армию более 6000 человек.
Более 5500 риштанцев не вернулись с полей сражений. Многие фронтовики были награждены боевыми орденами и медалями, а двум жителям района — М. Топвалдыеву и Т. Ахмедову присвоено высокое звание Герой Советского Союза.
В самые тяжёлые годы войны риштанцы приняли 3000 эвакуированных семей. Только для помощи блокадному Ленинграду жители Риштана собрали более 6 тонн сухофруктов, 3 тонны зерна, большое количество одежды и около 200 000 рублей.
Город Риштан расположен на юге Ферганской долины в предгорьях Алайского хребта на высоте 482 метра над уровнем моря, на правом побережье реки Сох, на границе с Республикой Кыргызстан. Расстояние до Ферганы составляет 50 км, да Коканда 40 км, до Ташкента — 270 км. Ближайшая железнодорожная станция Багдад находится в 12 км к северу от города.
Общее количество действующих субъектов малого бизнеса — 2573, в том числе 1953 фермерских хозяйства (средняя площадь 1-го фермерского хозяйства — 19,5 га). Созданы 2444 рабочих места.