12 апреля 2022
- Шри-Ланка объявила дефолт
- Беда не одна
- Коронавирус и дизентерия
- Первая волна
- История крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории человечества
- Рождественский ад.
- «Королева моря»
- Катастрофа.
- Самое крупное землетрясение в регионе в XXI веке
- Система раннего предупреждения о цунами должна быть комплексной и эффективной
- Цунами унесли жизни 260 тысяч человек
- Урок смертоносного цунами 2004 года
- Работа не завершена
- Самый живописный маршрут
- Сегодня исполняется 10 лет трагедии, в которой погибли 235 тыс. человек
- Уцелевшие в аду
- Крупнейшая авария XX века произошла в 1917-м
Шри-Ланка объявила дефолт

Минфин Шри-Ланки заявил о приостановке выплат по всем внешним долговым обязательствам страны.
Шри-Ланка заявила о приостановке выплат по внешним долговым обязательствам с целью реструктуризации этих обязательств в соответствии с поддержанной МВФ программой экономических преобразований в стране, сообщает ЦБ Шри-Ланки.
Инфляция в Шри-Ланке разогналась до 18,7%. Пик инфляции придется на май (28%) из-за роста цен на сырье и плавающего курса ланкийской рупии. Снизить инфляцию в ближайшие три месяца не удастся, подчеркивает ЦБ страны.
Центральный банк Шри-Ланки 10 апреля повысил ставки по депозитам и кредитам до 13,5% и 14,5%, соответственно.
С начала года ланкийская рупия обесценилась на 33% к доллару США. Валютные резервы страны составляли к концу 2021 г. $1,9 млрд.
В Шри-Ланке углубляется экономический кризис, турпоток в страну резко сократился из-за пандемии коронавируса, что привело к сокращению валютных резервов страны. Власти резко сократили импорт и ввели строгую экономию ресурсов.
В стране ощущается нехватка топлива, продуктов, автозапчастей; электростанции сократили производство электроэнергии, вырос спрос на газ.
Внешний долг Шри-Ланки составляет $35 млрд.
Еще больше интересного с сайта «Смотрим» – в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта «Вести» – на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.
ТАСС-ДОСЬЕ. 22 ноября 2022 года стало известно, что число жертв землетрясения в Индонезии достигло 252 человек, еще 31 человек числится пропавшим без вести, не менее 377 получили травмы. Подземный толчок магнитудой 5.1 произошел 21 ноября в провинции Западная Ява, в 74 км юго-восточнее столицы страны, Джакарты.
Индонезийский архипелаг состоит из более чем 18 тыс. островов, растянувшихся вдоль экватора на 6,5 тыс. км. Крупнейшая в мире островная страна окружена так называемым Тихоокеанским огненным кольцом — цепью сейсмически активных зон и вулканов, протянувшейся от берегов Мексики до Новой Зеландии. Землетрясения происходят в этом регионе в среднем 1-2 раза каждую неделю.
ТАСС подготовил хронологию крупнейших по числу жертв землетрясений, затронувших территорию Индонезии за последние пять лет. С начала 2018 года произошло четыре таких случая (с учетом ЧП 21 ноября 2022 года), в результате которых от последствий подземных толчков гибли 100 и более человек.
5 августа 2018 года в 19:46 по местному времени (11:46 UTC, Всемирное координированное время, бывшее Гринвичское) землетрясение магнитудой 6.9 произошло в северной части индонезийского острова Ломбок. Эпицентр находился в 49 км к северо-востоку от города Матарам, очаг (гипоцентр) залегал на глубине 10 км. Основной удар стихии предварял форшок магнитудой 6.4 29 июля, а затем последовали более 600 афтершоков, крупнейший из которых был зафиксирован 19 августа и имел магнитуду 6.9. Всего в результате этих толчков погибли не менее 563 человек и свыше 1 тыс. получили ранения. Более 20 тыс. жителей вынуждены были покинуть свои дома.
28 сентября 2018 года в 18:02 по местному времени (10:02 UTC) землетрясение магнитудой 7.4 произошло в районе полуострова Минахаса в северной части острова Сулавеси (Индонезия). Вызванное подземными толчками цунами высотой до 3 м обрушилось на года Палу (административный центр провинции Центральный Сулавеси), в результате чего погибли 4 340 человек, 667 человек пропали без вести. Ранения получили свыше 10 тыс. местных жителей. Значительное число жертв было вызвано в том числе тем, что агентство метеорологии, климата и геофизики Индонезии через 30 мин. после первых толчков отменило угрозу цунами, поскольку приборы не сумели зафиксировать приближение стихии.
15 января 2021 года в 02:28 по местному времени (18:28 UTC) землетрясение магнитудой 6.2 произошло в индонезийской провинции Западный Сулавеси. Эпицентр находился на расстоянии 6 км к северо-западу от района Маджене, очаг залегал на глубине 10 км. В результате подземных толчков и вызванных ими разрушений погибли 105 человек, еще более 3 тыс. человек получили ранения.
Шри-Ланка и цунами
26 декабря 2004 года недалеко от острова Суматра в Индийском океане произошло сильнейшее землетрясение. Оно вызвало гигантские волны. Цунами прокатилось по побережью тринадцати стран. Огромная стена воды накрыла побережье Индонезии, Таиланда, затронула юг Индии и мощнейшим ударом обрушилась на Шри-Ланку.

Всего было три волны, самая большая была именно третья. Но так как незадолго до цунами вода отступила примерно на километр, жители побежали собирать рыбу и креветки, которые остались на песке. Никто не был предупрежден. Никто не был проинформирован о том, что делать, если отступает вода.

Максимальная высота волн достигала 30 метров. В некоторых случаях океан, сметая все на своем пути, проникал вглубь земли на 3 — 4 километра.
Бурлящая вода, обломки зданий, покореженные автомобили и лодки, сломанные деревья перемалывали людей. Большинство из тех, кому не повезло за что-то уцепиться, забраться на возвышенность, захлебнулись, многие погибли от травм и повреждений. Десятки тысяч человек были просто смыты в океан и так и не найдены.
Безжалостными убийцами оказались порожденные землетрясением волны, появления которых никто не ожидал. Многие из жертв даже теоретически не знали, как спастись в такой ситуации, как интерпретировать предвестники трагедии, что делать для выживания.

Слово «цунами» вошло в обыденный лексикон миллионов только после 2004 года.
– остров с множеством растений и животных, многие из которых являются эндемичными. Страна также является домом для очень деликатных экосистем, таких как тропический лес, коралловые рифы и водно-болотные угодья мангровых лесов. Длительное воздействие цунами на эти экосистемы не столь очевидно, как воздействие на человека.

Экосистемы, хотя и очень хрупкие, могут выдерживать длительные периоды времени после нанесения вреда им, что затрудняет суждение о том, насколько хорошо они будут восстанавливаться после непосредственного повреждения. Водно-болотные угодья и леса были изначально разрушены, но насколько быстро и эффективно они восстанавливаются, пока точно неизвестно.

Важно, чтобы эти области оправились и восстановили огромное биоразнообразие, которое они когда-то имели. Леса Шри-Ланки действовали как барьер или подушка для волн. Лесные районы побережья помогли облегчить воздействие волн на внутренние районы. Никто не знает, сколько жизней было спасено лесной средой.
Цунами спровоцировало самую значительную железнодорожную катастрофу в мировой истории, в которой погибло около 2000 человек.
26 декабря 2004 года вагоны «Королевы побережья» были заполнены до отказа, настолько, что к составу решено было даже подцепить более мощный локомотив. В тот день в поезде ехали туристы, проводившие на Шри-Ланке рождественские каникулы, и местные жители, следовавшие к родственникам, чтобы отметить буддийский праздник полной Луны.

Поезд направлялся из Коломбо в сторону прибрежного города Галле. Он вынужден был остановиться из-за того, что машинист увидел красный сигнал семафора. До Галле оставалось около 20 километров. Пассажиры недоуменно оглядывались, пытаясь понять, почему остановился поезд.

Вдруг на поезд обрушились волны, высота которых составляла от 7 до 9 метров. Для всех это стало полной неожиданностью – о мощнейшем землетрясении близ острова Суматра, произошедшем за пару часов до этого, и тем более о надвигающемся цунами не знал никто.
Первый удар стихии поезд сумел выдержать – с рельсов сорвало только второй вагон, который при этом устоял в вертикальном положении. Остальные вагоны заполнились водой примерно на метр.

К поезду сбегались местные жители, но не затем, чтобы помочь, а затем, чтобы попытаться спастись на поезде. Через 15 минут на поезд обрушилась новая волна, которая полностью разорвала состав. В начавшейся давке вагоны превратились в ловушку, стремительно заполняемую водой, вырваться из которой удалось лишь немногим. Поток воды унёс 30-тонные пассажирские вагоны по джунглям на расстояние в несколько сотен метров. Не устоял даже локомотив весом в 80 тонн. Два вагона вместе с людьми были унесены в океан.

Ни один человек, ехавший в поезде, не выжил. Спасатели и техника прибыли с большим опозданием, так как цунами разрушило практически все дороги, мосты, железнодорожное полотно. Первые тела погибших в ближайшую больницу стали доставлять сами местные жители.

Полномасштабные спасательные работы на месте катастрофы начались только через трое суток.

В тридцатиградусную жару надо было как можно быстрее похоронить погибших.

Тела складывали в большие ямы, трактор засыпал их землей.

В результате цунами погибло более 40 тысяч жителей острова, пострадало 800 тысяч человек. Было уничтожено около ста тысяч зданий, 180 школ.

Цунами вывело из строя все электрические сети на острове. Кроме того, была полностью разрушена система водоснабжения, большинство магазинов в зоне катастрофы попросту не работали.

В память о погибших от последствий цунами на Шри-Ланке был установлен мемориал, представляющий собой статую Будды на искусственном острове пруда.
Цунами разрушило тысячи жилых домов и гостиниц. Напор гигантской волны смогли выдержать лишь некоторые местные храмы и святыни. Люди называют это настоящим чудом. Для кого-то чудесное спасение статуй – знак свыше, для других символ грядущего возрождения и примирения.

Специалисты предупредили об угрозе распространения холеры, гепатитов и сибирской язвы
Землетрясение в Турции может привести к распространению опасных заболеваний как в эпицентре стихийного бедствия, так и по всему миру, рассказали «Известиям» ученые-инфекционисты. По их словам, в регионах с разрушенной инфраструктурой, где есть проблемы с водоснабжением и соблюдением санитарных норм, будут активно циркулировать желудочно-кишечные болезни, ОРВИ, возможно появление новых штаммов коронавируса. А размывание разрушенных скотомогильников приведет к выходу наружу спор сибирской язвы. Ранее эксперты ВОЗ предупредили о том, что одним из последствий землетрясения могут стать новые вспышки холеры.
Беда не одна
Эксперты в сфере здравоохранения предупреждают об угрозе вторичных последствий землетрясения в Турции и Сирии. В опасности прежде всего регионы, попавшие в эпицентр трагедии, но инфекции могут распространиться и по всему миру. В частности, учитывая степень разрушения инфраструктуры пострадавших районов, юго-восток Турции может стать еще одним эпицентром распространения холеры, заявили специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
В ситуации, когда вспышки этой болезни и так зафиксированы в 18 странах, ВОЗ расценивает риск дальнейшего распространения холеры в мире как «очень высокий», говорилось в сообщении организации от 11 февраля.
— После масштабных стихийных бедствий всегда наблюдается рост инфекций. Это связано прежде всего с отсутствием чистой воды, канализации, отопления и регулярной медицинской помощи. Дополнительный фактор риска в этих условиях — массовое перемещение населения, — рассказал «Известиям» старший научный сотрудник Института иммунологии и физиологии УрО РАН Михаил Болков.
По его словам, серьезными вспышками инфекций сопровождались многие крупные катастрофы, такие как цунами 2004 года в Индонезии, Шри-Ланке и Индии, землетрясение на Гаити в 2010 году.
— Сейчас в Турции очень много факторов риска, в том числе холод и разрушение дорог, — отметил специалист.
Помимо холеры, в условиях природной катастрофы происходит распространение кишечных заболеваний как бактериальной, так и вирусной природы, рассказал Михаил Болков.
Стихийные бедствия приводят к разрушению очистных сооружений, поэтому учащаются случаи инфекций, связанных с употреблением грязной воды, — таких как гепатиты А и Е, рассказала заведующая кафедрой вирусологии РМАНПО Минздрава России Елена Малинникова.
— Именно они вызывают вспышки. Это было в разных странах после наводнений и землетрясений. Еще одна серьезная инфекция, которая возникает не сразу, а чуть позже, — это сибирская язва. Разрушение скотомогильников может приводить к тому, что наружу выходят ее споры, которые сохраняются в земле многие десятилетия, — предупредила она.
Сибирская язва относится к особо опасным инфекциям и может быстро распространиться за пределы Турции. Как отмечено в научной статье специалистов Противочумного института Роспотребнадзора в Ростове-на-Дону, после выхода из почвы, патоген активно разносится как дикими, так и сельскохозяйственными животными. Также были зафиксированы случаи, когда за пределы какой-либо страны вирус переносили слепни и птицы.
Коронавирус и дизентерия
Землетрясение может повлиять и на распространение коронавирусной инфекции. Людей, лишившихся жилья, помещают в специальные лагеря, где наблюдается большая скученность, повышенная влажность.
— Скученность населения способствует развитию различных респираторных заболеваний. Они возникают при эвакуации и восстановительных работах и могут приводить к распространению ОРВИ. Пыль в воздухе и пожары могут оказывать дополнительное раздражающее влияние на респираторную систему, — рассказал директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Альберт Ризванов.
Эксперты отмечают, что такие условия благоприятны для появления новых штаммов того же COVID-19, которые с высокой скоростью могут распространиться по всему миру.
По словам Елены Малинниковой, в регионах, пострадавших от землетрясений, очень активны даже те инфекции, которые в обычных условиях не особо опасны. Это, например, дизентерия. Она распространяется, когда у население нет возможности помыть руки, овощи и фрукты. Особенно это опасно в условиях стресса при землетрясении, когда иммунитет ослаблен, подчеркнула специалист.
В зоне риска опасных инфекций оказываются и раненые. По словам Альберта Ризванова, им угрожает столбняк. Порезы от стекол и других острых предметов могут приводить и к различным кожным инфекциям, но это значительно более редкая ситуация.
Опрошенные «Известиями» инфекционисты отметили, что о риске опасных заболеваний необходимо помнить при сборе гуманитарной помощи, которую сейчас несут в посольства. Прежде всего людям в зоне чрезвычайной ситуации необходимы чистая бутилированная вода и препараты, которые снижают риск тяжелых форм инфекций. Нужны жаропонижающие, противовоспалительные и седативные лекарства, способные снять стресс. Также пострадавшим требуется чистая теплая одежда, которая выдержит процедуру дезинфекции.
Два сильных землетрясения произошли в Турции и Сирии 6 февраля с интервалом в девять часов. Их эпицентрами стали расположенные недалеко друг от друга города Газиантеп и Кахраманмараш. Подземные толчки магнитудой 7,7 и 7,6 стали самыми сильными с 1939 года. Тогда в результате землетрясения магнитудой 7,8 близ города Эрзинджан в восточной части Турции погибло почти 33 тыс. человек.
Жертвами нынешней трагедии, по состоянию на 14 февраля, стало более 36 тыс. человек (31,9 тыс. в Турции и около 5 тыс. в Сирии). Пострадало свыше 80 тыс., переселены из зоны бедствия в другие регионы почти 200 тысяч. В гуманитарной помощи нуждается около 26 млн человек, заявил директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге.
Историй чудесного спасения, однако, было куда меньше, чем трагических. Те из местных жителей, кто пережил цунами на крышах собственных домов и воочию наблюдал гибель поезда, рассказывали об одной из выживших пассажирок — полубезумной женщине, в отчаянии метавшейся по окрестностям. В поезде погибли трое её детей.

Первыми из представителей властей, кто добрался до места катастрофы, стали полицейские из соседнего района. Они пытались вручную разбирать завалы, чтобы вытащить хоть кого-нибудь, однако это было практически невозможным. С места катастрофы невозможно было связаться со столицей, поэтому в Коломбо о гибели «Королевы побережья» узнали только из сообщений вертолётчиков.
Шри-Ланка сильно пострадала от удара цунами, а район катастрофы поезда оказался одним из тех, куда спасатели и техника прибыли с большим опозданием. Отчасти это объяснялось и тем, что цунами разрушило практически все коммуникации — дороги, мосты, железнодорожное полотно. Первые тела погибших в ближайшую больницу стали доставлять сами местные жители, кто на чём мог. Таким образом удалось собрать около сотни тел.
Журналисты, попавшие на место катастрофы, говорили, что оно напоминало им руины «башен-близнецов» в Нью-Йорке.
Первая волна
В 7 часов 30 минут по местному времени 26 декабря «Королева морского побережья» отправилась из Коломбо в сторону прибрежного города Галле.

В 9:20 поезд проследовал мимо деревни Кахава и, не проехав и пяти километров от неё, вынужден был остановиться из-за того, что машинист увидел красный сигнал семафора.
До Галле оставалось около 20 километров. Пассажиры недоумённо оглядывались, пытаясь понять, почему остановился поезд. Не знал о причине красного сигнала и машинист.
«Королева морского побережья» остановилась на открытой местности, неподалёку от деревни Пералия.
Всего через две с половиной минуты на поезд обрушились волны, высота которых составляла от 7 до 9 метров.
Для всех, кто находился в «Королеве побережья», это стало полной неожиданностью — о мощнейшем землетрясении близ острова Суматра, произошедшем за пару часов до этого, и тем более о надвигающемся цунами не знал никто.
Первый удар стихии поезд сумел выдержать — с рельсов сорвало только второй вагон, который при этом устоял в вертикальном положении. Остальные вагоны заполнились водой примерно на метр, однако поездной бригаде удалось справиться с паникой и помочь пассажирам сошедшего с рельсов вагона.


















История крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории человечества
«Эта волна заслонила собой горизонт, и она приближалась. Ее даже волной нельзя было назвать, это была стена, отвесная скала из воды, которая шла прямо на нас», — так описывали случившееся очевидцы, те редкие счастливчики, которым удалось пережить всего один эпизод той колоссальной трагедии.

В декабре 2004 года у побережья Индонезии произошло одно из самых сильных землетрясений современности, вызвавшее цунами, жертвами которого стали более 200 тыс. человек в разных странах региона. Под удар этой беспощадной стихии попали и пассажиры утреннего поезда, шедшего по побережью Шри-Ланки. Количество погибших превысило 1,5 тыс. человек.
Рождественский ад.

Тихоокеанское кольцо огня, самое беспокойное место в мире, где природа раз за разом показывает ничтожность человека и созданной им цивилизации перед стихией, остановить которую невозможно. Здесь океанические плиты неумолимо, сантиметр за сантиметром погружаются под плиты материковые, и этот величественный тектонический процесс неизбежно сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями. К 2004 году тройка сильнейших из них, которые были зафиксированы, случилась именно в этом кольце, опоясывающем Тихий океан, причем в течение всего 12 лет (1952 — Камчатка, 1960 — Чили, 1964 — Аляска). Однако во всех трех случаях количество жертв исчислялось лишь сотнями и тысячами и было, к счастью, не сравнимо с мощностью произошедшего в земной коре события.
После Великого Аляскинского землетрясения планета ждала целых 40 лет, чтобы выдать нечто похожее, магнитудой 9,0+, и жителям Земли в этот раз мало не показалось.

Накопившееся за эти годы напряжение было грандиозным. 26 декабря 2004 года в 7:58:53 по местному времени на протяжении 1600 километров Индийская океаническая плита в два приема сдвинулась под Бирманскую материковую плиту, в результате чего некоторые острова в регионе переместились на несколько метров юго-западнее и на метр погрузились в океан. Продолжительность суток на планете сократилась (на микросекунды), и Земля даже «вильнула» вокруг собственной оси. Гипоцентр землетрясения находился в Индийском океане, в 160 километрах к западу от индонезийской Суматры, на глубине в 30 километров, а магнитуда события, по последующим оценкам, составила 9,1—9,3, что уверенно включило его в тройку крупнейших землетрясений современности.

Вертикальные колебания, амплитуда которых составила 4—5 метров, по 1600-километровой линии разлома вызвали цунами в восточном и западном направлениях. При регулярных землетрясениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе в цунами не было ничего необычного, однако в данном случае оно приняло катастрофический характер. Волны начали распространяться на всем протяжении случившегося сдвига. Погибшие от них были даже в Сомали и ЮАР, несмотря на огромное расстояние от эпицентра землетрясения, но туда цунами дошло лишь через 5—7 часов. Побережье Индонезии, Шри-Ланки, Индии и Таиланда было куда ближе, и туда гигантские волны пришли гораздо быстрее.


Их максимальная высота достигала 30 метров, и, хотя это было гораздо скромнее тех цунами, которые мы привыкли видеть в фильмах-катастрофах, последствия все равно были ужасающими. В некоторых случаях океан, сметая все на своем пути, проникал вглубь земли на 3—4 километра. Бурлящая вода, обломки зданий, покореженные автомобили и лодки, сломанные деревья перемалывали людей. Большинство из тех, кому не повезло за что-то уцепиться, забраться на возвышенность, захлебнулись, многие погибли от травм и повреждений. Десятки тысяч человек были просто смыты в океан и так и не найдены.


Только по официальным данным, в результате землетрясения 2004 года и последовавшего цунами погибло 230 тыс. человек, но счет жертв, скорее всего, подходил ближе к 300 тыс. Большинство из них — это местные жители, чьи дома стояли на побережье, но среди погибших были и 9 тыс. иностранцев, отдыхавших преимущественно в Таиланде. Трагедия случилась 26 декабря, на следующий день после Рождества, и отели тайских курортов на Пхукете, островах Пхи-Пхи и в других максимально туристических районах страны были переполнены. Был разгар турсезона, многие европейцы находились в рождественских отпусках, и цунами подошло к побережью Таиланда в самые комфортные для отдыха утренние часы.

«Королева моря»

Шри-Ланка находилась гораздо дальше от эпицентра землетрясения, чем Индонезия и Таиланд, но тем не менее по количеству пострадавших эта страна заняла второе место. Цунами, отразившись от естественных препятствий, по сложной траектории обрушилось даже на западное побережье острова, выходившее на противоположную от места землетрясения сторону. Именно здесь, вдоль океанского берега, на расстоянии до нескольких сот метров проходила железнодорожная линия, связывающая столицу Коломбо с городами на юге страны.

По наследству от британских колониальных властей Шри-Ланке досталась достаточно разветвленная сеть железных дорог, которые активно использовались местными жителями.

Особенностью пострадавшей в результате цунами Прибрежной линии (Coastal Line) между Коломбо и городом Матара было то, что по ней любили путешествовать и туристы, на протяжении десятков километров наслаждавшиеся океанскими видами прямо из окна вагона.

26 декабря 2004 года экспрессу №50 Samudra Devi («Королева моря») предстоял очередной рейс из Коломбо в Матару. Кроме Boxing Day (Дня подарков), следующего после Рождества и тоже праздничного в британской культуре, на это воскресенье пришелся буддийский День Поя — полнолуние, праздник в Шри-Ланке. Недостатка в пассажирах не было: на поезд было продано 1500 билетов, но были еще и владельцы проездных. На следующих же станциях в «Королеву», по местной традиции, обильно подсаживались безбилетники.

Ажиотаж был так велик, что железнодорожной компании пришлось даже менять локомотив на более мощный тепловоз M2-591.

В 6:30 утра Samudra Devi отправился в путь, который должен был продолжаться 3 часа 45 минут. Вскоре ланкийская станция сейсмического мониторинга в Паллекеле зафиксировала мощное землетрясение, произошедшее у Суматры. Однако в первое время специалисты станции не видели повода для тревоги. Суматра казалась слишком далеко. Лишь после того, как стали поступать сообщения о цунами, обрушившемся на побережье Индонезии, сейсмологи в Паллекеле стали рассылать соответствующие предупреждения. В общей сложности удалось остановить восемь составов, которые уже двигались или должны были выехать в рейс по Прибрежной линии. Связаться с «Королевой моря» не удалось.

Катастрофа.

В 9:30 утра ланкийский экспресс остановился на запрещающий сигнал светофора в районе деревни Пералия в 200 метрах от океана. Через пару минут на поезд, переполненный ничего не подозревающими пассажирами, обрушилась первая, самая слабая, волна цунами. Некоторые из вагонов от удара сошли с рельсов, но никто серьезно не пострадал. Поезд частично затопило, вода в салонах поднялась примерно на метр. Кто-то из пассажиров стал открывать окна, залезать на крышу. Из Пералии к составу, казавшемуся надежной защитой, побежали местные жители, многие из которых спрятались за вагонами. Вагоны должны были выступить в качестве щита, но, конечно, все получилось наоборот.

Через 15 минут пришла вторая, самая мощная, волна цунами. Потоки воды высотой в 6—7 метров не оставили почти никому ни шанса. Они подхватили все восемь битком набитых вагонов, локомотив весом 80 тонн и понесли их вглубь суши, ломая деревья, убивая людей, спрятавшихся за ними, пока их наконец не остановили дома Пералии.


«Вторая волна ударила в вагон и потащила его вглубь острова, пока мы не врезались в здание, — рассказывал позже журналистам Шент Равиндра, один из чудом выживших пассажиров „Королевы моря“. — Мне удалось выбраться на крышу вагона, а затем на крышу соседнего дома и забраться так высоко, как только это было возможно. Дом трясло, на него упала кокосовая пальма».


Затем Равиндра спрыгнул в воду, испугавшись возможной третьей волны и обрушения дома, который его спас: «Это было похоже на море из мертвых тел, в основном женщин и детей. Я был вынужден прокладывать себе путь в воде, отталкивая трупы, чтобы забраться вглубь острова так далеко, как это было возможно».


По данным шри-ланкийских властей, спаслись лишь 150 человек, которые ехали в поезде. Точное количество погибших установить было невозможно, потому что никто не знал, сколько всего пассажиров находилось внутри «Королевы моря». Понятно было лишь, что число жертв составляет минимум 1700 человек, но теоретически достигает и цифры в 2000. Кроме того, на этом же месте погибло и несколько сотен жителей деревни Пералия.


Большинство жертв катастрофы утонули или получили не совместимые с жизнью травмы. Многие умерли от повреждений позже, так и не дождавшись помощи. Спасательные службы Шри-Ланки оказались не готовы к природной катастрофе таких масштабов. Цунами не только убивало людей, оно размыло дороги, снесло мосты, и оперативный доступ во многие населенные пункты оказался невозможен. Остатки «Королевы моря» обнаружили с вертолета лишь в четыре вечера, спустя 6 с половиной часов после трагедии. Масштабные спасательные работы были организованы еще позже и заняли примерно неделю.

Два вагона «Королевы моря» унесло в океан вместе со всеми находившимися внутри, остальные оказались на расстоянии в несколько десятков и даже сот метров в глубине острова. Часть из них не подлежало восстановлению, но местные железнодорожники умудрились даже отремонтировать пострадавший локомотив M2-591 и вернуть его в активную эксплуатацию. Экспресс также продолжил ходить по своему маршруту, когда закончилась ликвидация последствий цунами. Более того, сейчас власти страны задумались о расширении пропускной способности ветки.


Скорость движения составов на Прибрежной линии уже давно увеличилась, но раз в год, 26 декабря, в 6:30 с вокзала Коломбо отправляется «Королева ночи», которая идет по тому старому графику 2004 года, со всеми остановками, чтобы прибыть к деревне Пералия в 9:30 утра. Пассажиры этого специального рейса могут почтить память погибших у их мемориала, а потом отправиться дальше на ланкийские курорты к океану, который может быть так жесток. Жизнь продолжается.
Поиск выживших продолжался три дня и фактически был безрезультатным. Почти сразу начались похороны жертв, которых предавали земле в братских могилах. Тянуть было нельзя — в климате Шри-Ланки тела начинали стремительно разлагаться, и промедление грозило началом массовой эпидемии, которая могла бы ещё больше увеличить списки жертв. Буддистские монахи, выступившие в качестве основной «похоронной команды», говорили, что после завершения очередного захоронения они просто стояли молча над могилой, отдавая дань памяти погибшим, которые представляли различные религиозные конфессии.

Точное число погибших в этой катастрофе вряд ли будет когда-либо установлено достоверно. Спасателям удалось собрать на месте крушения более 800 тел, однако даже из этого числа опознать можно было лишь немногих. Кроме того, большое количество тел были унесены далеко от места катастрофы, а те, кто находился в двух вагонах, смытых в океан, теперь, по всей видимости, покоятся где-то на дне.
По оценкам представителей железнодорожного ведомства Шри-Ланки, в момент катастрофы в поезде могло находиться около 1900 человек, из которых удалось спастись всего 150.
Таким образом, крушение «Королевы морского побережья» унесло жизни более 1700 человек.
Каждый год 26 декабря, те, кто выжил, и те, кто потерял родных и близких, приезжают на побережье Индийского океана на то место, где стихия настигла «Королеву побережья».
Самое крупное землетрясение в регионе в XXI веке
26 декабря 2004 года в 00:58 UTC в Индийском океане произошло землетрясение магнитудой от 9.1 до 9.3. Гипоцентр находился в 160 км к западу от острова Суматра, на глубине 30 км. Произошел сдвиг тектонических плит на протяжении 1 200 км. Образовавшееся цунами высотой до десяти метров достигло берегов Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, юга Индии и восточного побережья Африки. В результате погибли, по разным оценкам, от 225 до 300 тыс. человек в 14 странах, пострадали около 2,2 млн. Землетрясение и цунами вызвали многочисленные разрушения, экономический ущерб Таиланда оценивался в $5 млрд, Индонезии — в $4,5 млрд, Индии — в $1,6 млрд, Мальдивских островов — в $1,3 млрд.
Система раннего предупреждения о цунами должна быть комплексной и эффективной
5 ноября 2022
Климат и окружающая среда
5 ноября – Всемирный день распространения информации о цунами. Это стихийное бедствие нельзя предотвратить, но к нему можно заблаговременно подготовиться, что позволит избежать гибели людей и масштабных разрушений. В ООН призывают все страны взять на вооружение эффективные системы раннего предупреждения, которые сейчас есть во всех основных бассейнах мирового океана.
Цунами унесли жизни 260 тысяч человек
Цунами – редкое, но одно из наиболее смертоносных стихийных бедствий. За последние сто лет 58 цунами унесли жизни 260 тысяч человек, в среднем по 4600 человек в связи с каждой такой природной катастрофой, что является наиболее высоким показателем по сравнению с ущербом, наносимым другими стихийными бедствиями.
Самое смертоносное цунами произошло в 2004 году, когда подводное землетрясение в Индийском океане вызвало беспрецедентную волну, которая обрушилась на побережье – от Индонезии до африканской Сомали – погибли 227 тысяч человек. В числе погибших было много жителей бедных густонаселенных прибрежных районов.

«Вот почему сейчас, на заре Десятилетия ООН, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития, как никогда важно приумножить наши усилия и укрепить международную солидарность в борьбе с этим бедствием, которое наносит ущерб целым сообществам», – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.
Всемирный день распространения информации о цунами ежегодно отмечается в ноябре в память о действиях старосты небольшой японской деревни – 5 ноября 1854 года он, заметив приближение цунами, поджег на своем гористом участке снопы риса. Увидев огонь, односельчане бросились на помощь и, взобравшись на гору, спаслись от цунами. Про то, как веками люди предупреждали друг друга о беде, сочиняются легенды и песни. В наши дни есть все возможные средства и инструменты предотвращения наиболее тяжелых последствий стихийных бедствий.
Урок смертоносного цунами 2004 года
Человечество извлекло «серьезный урок» из «азиатского цунами». Через три недели после катастрофы 2004 года представители международного сообщества собрались в японском городе Кобе, префектура Хиого, и приняли Хиогскую рамочную программу действий на 2005–2015 годы. Этот документ стал первым глобальным соглашением в области уменьшения опасности стихийных бедствий.
Сегодня во многих прибрежных районах, подверженных цунами, созданы системы раннего предупреждения. ООН вместе с партнерами по всему свету стремится повысить осведомленность общественности, обеспечить организацию учений, разработать маршруты эвакуации.
«Сейчас у нас есть технологии и средства для обеспечения охвата каждой прибрежной общины системой раннего предупреждения о цунами, однако пробелы все еще остаются», – заявила Специальный представитель Генерального секретаря по вопросам уменьшения опасности бедствий Мами Мизутори.
Работа не завершена
Во-первых, по ее словам, системы раннего предупреждения должны охватывать каждого человека, кому грозит опасность, независимо от того, насколько он удален и на каком языке говорит. Во-вторых, они должны учитывать множество потенциальных опасностей, поскольку не все цунами порождаются землетрясениями. В-третьих, даже там, где существуют системы предупреждения, люди порой не реагируют на сигналы тревоги и не знают, как на них реагировать, поскольку не получили необходимых знаний и навыков.

В ООН подчеркнули, что стремительная урбанизация и рост туризма в регионах, где возникают цунами, подвергают угрозе жизни большого числа людей. Глава ЮНЕСКО отметила, что сегодня 700 миллионов человек живут вдоль побережья, подверженного стихийным бедствиям, связанным с океаном.
Снижение рисков становится приоритетным направлением в рамках деятельности по сокращению количества смертельных случаев в результате стихийных бедствий. Одри Азуле подчеркнула, что работа на этом направлении не завершена, напомнив о недавних подводных оползнях и цунами, вызванных вулканическими извержениями, в том числе в Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в январе прошлого года. Глава ЮНЕСКО высказалась также за разработку комплексной глобальной архитектуры раннего предупреждения о цунами.
♦ Загружайте приложение для мобильных устройств:
♦ Для устройств iOS
Самый живописный маршрут
Пассажирский поезд «Королева морского побережья», курсировавший между городами Вавуния и Матара, расположенными соответственно на севере и юге Шри-Ланки, пользовался большой популярностью как у местных жителей, так и у иностранных туристов. Для первых это был самый доступный и надёжный вид транспорта, позволяющий добраться в главные города острова, для вторых — роскошный туристический аттракцион.

Дело в том, что маршрут «Королевы побережья», известной также как «Экспресс 50», пролегал непосредственно по побережью острова, позволяя любоваться удивительными красотами Индийского океана и природы Шри-Ланки.
Значительную часть своего маршрута «Королева морского побережья» двигалась не более чем в 200 метрах от кромки воды.
26 декабря 2004 года вагоны «Королевы побережья» были заполнены до отказа — настолько, что к составу решено было даже подцепить более мощный локомотив. В тот день в поезде ехали туристы, проводившие на Шри-Ланке рождественские каникулы, и местные жители, следовавшие к родственникам, чтобы отметить буддийский праздник полной Луны.
По данным, которыми располагали железнодорожные службы, в столице Шри-Ланки городе Коломбо в поезде находилось 1500 пассажиров. Речь идёт исключительно о тех, кто имел билеты на поезд. Однако на самом деле людей было значительно больше. В Азии поездка на поезде «зайцем» не считается чем-то зазорным и необычным, поэтому после того, как экспресс покинул Коломбо, на последующих станциях в него сели несколько сотен безбилетников.
Сегодня исполняется 10 лет трагедии, в которой погибли 235 тыс. человек
26 декабря 2014, 07:36
26 декабря к западу от острова Суматра в Индийском океане произошло самое сильное за последние 50 лет землетрясение. Толчки магнитудой 9 баллов привели в движение огромные участки земной коры, в результате чего образовался разлом длиной 1200 метров. Смещение тектонических плит вызвало перемещение огромного количества воды с энергией, равной 23 тысячам ядерных зарядов, сброшенных на Хиросиму. Волна на скорости около 1000 км/ч начала стремительно продвигаться по Индийскому океану во всех направлениях. От удара стихии пострадали 13 стран, более 235 тысяч человек погибли или пропали без вести.
Уцелевшие в аду
Между тем, железнодорожники решали, что делать дальше. Было принято решение сцепить оставшиеся вагоны, разместить в них пассажиров пострадавшего второго вагона, а также местных жителей, и попытаться увести состав в безопасное место.
Но времени на это у бригады и пассажиров «Королевы побережья» уже не оставалось. Через 15 минут на поезд обрушилась вторая, самая страшная волна цунами.

Семиметровая волна полностью разорвала состав. В начавшейся давке вагоны превратились в ловушку, стремительно заполняемую водой, вырваться из которой удалось лишь немногим. Поток воды унёс 30-тонные пассажирские вагоны по джунглям на расстояние в несколько сотен метров. Не устоял даже локомотив весом в 80 тонн. Два вагона вместе с теми, кто в них находился, были унесены в океан.
Израильтянин Дэнни Шахав, проживавший в Лондоне и приехавший на Шри-Ланку в качестве туриста, оказался в числе тех немногих пассажиров «Королевы побережья», которым удалось вырваться из смертельной ловушки.
Ему вместе с приятелем удалось выбраться из залитого водой вагона через окно буквально за мгновенье до того, как стихия перевернула поезд. Дэнни потом вспоминал о женщине с ребёнком, молившей о помощи, которую они пытались, но так и не смогли вытащить. Турист рассказывал, что среди погибших было очень много детей.
Одного 4-летнего мальчика родители успели вытолкнуть в верхний люк стремительно затапливаемого поезда, навсегда оставшись внутри вагона, ставшего для них братской могилой. Малыш не умел плавать, но его заметил и подхватил один из выживших железнодорожников, который и помог ребёнку выбраться в безопасное место.
Крупнейшая авария XX века произошла в 1917-м
В течение всего XX века железнодорожный транспорт модернизировался совершенствовался, стремясь к повышению комфорта и безопасности пассажиров.
Страны азиатского региона в этом отношении, конечно, отставали от Европы и Америки, но, казалось, самые чудовищные и кровавые крушения поездов остались в прошлом.

Самой страшной железнодорожной катастрофой XX века по числу жертв является гибель французского воинского эшелона № 612 в ночь с 12 на 13 декабря 1917 года близ французского селения Сен-Мишель-де-Морьен. Причиной этой катастрофы стали вовсе не козни врагов, а элементарные халатность и разгильдяйство железнодорожников.
Крушение у Сен-Мишель-де-Морьен унесло жизни около 700 французских солдат, ехавших в рождественские отпуска к своим семьям.
С наступлением XXI века казалось, что этой трагедии навсегда суждено остаться самой печальной страницей в истории железнодорожного транспорта.
