12 октября в Москве стартовали съемки фильма «История одного землетрясения». КиноПоиск расспросил продюсера Рубена Дишдишяна о конкурентах, съемках в Армении и других деталях будущего последователя «Экипажа» и «Метро».
- Последняя общая трагедия Советского Союза
- Два проекта на одну тему — как в Голливуде
- Вслед за «Метро» и «Экипажем»
- Московский завод в роли армянского города
- Фестивали, «Оскар» и четыре армянских кинотеатра
- С фильмом «Землетрясение» смотрят
- Актёры и создатели
- Фильм в подборках
- Cмотреть «Землетрясение» на всех устройствах
- Волонтеры, мародеры, «Мимино»
- Мебель из пятиэтажек и кадры Минобороны
- Полминуты, разрушившие мир. Хроника Спитакского землетрясения
- 30 секунд, изменивших судьбы
- Как десять атомных бомб
- В ход шла даже материнская кровь
- Помощь начала приходить только на третий день
- Мародеры не гнушались ничем
- Выпуск программы «Время»
- Ни один ребенок не оказался в детском доме
- Жертвам безвинным, сердцам милосердным
Последняя общая трагедия Советского Союза
Ленинаканское (Спитакское) землетрясение произошло утром 7 декабря 1988 года на северо-западе Армении. От мощных толчков магнитудой около 7 баллов пострадали более 300 населенных пунктов, а город Спитак, оказавшийся в эпицентре катастрофы, был разрушен до основания. Погибли, по меньшей мере, 25 тысяч человек, более 500 тысяч остались без крыши над головой. Одним из наиболее пострадавших городов был Ленинакан (сейчас — Гюмри), где и развернется сюжет «Истории одного землетрясения».
По словам Рубена Дишдишяна, Ленинаканское землетрясение — одно из последних событий в истории СССР, объединившее весь советский народ. Из всех союзных республик в Армению стекались добровольцы, обычные семьи посылали гуманитарную помощь пострадавшим. На протяжении пяти лет после катастрофы восстановлением городов занимались не только советские граждане, но и иностранцы – норвежцы, чехи, немцы, французы и другие. Продюсер был непосредственным участником тех событий: на следующий день после землетрясения он вместе с другом поехал в Ленинакан, чтобы разбирать завалы, надеясь обнаружить под руинами живых.
«У нас были мысли сделать что-то связанное с Арменией, но о землетрясении 1988 года мы не думали, — рассказывает Рубен Дишдишян, глава компании «Марс Медиа». — Когда братья Андреасяны пришли к нам со сценарием, мы поняли, что это подходящий проект, ведь это известное трагическое событие в Армении, о котором можно сделать большое, интересное широкому кругу зрителей кино».
Два проекта на одну тему — как в Голливуде
О совместном проекте Дишдишяна и братьев Андреасянов стало известно в 2014 году. Тогда же на горизонте замаячил еще один фильм на тему землетрясения — «Спитак» продюсера Елены Гликман. Сценарий «Спитака» был написан в 2008 году Мариной Сочинской, а в качестве режиссера должен выступить Александр Котт. Главный герой «Спитака» летит из Москвы спасать оставленную им когда-то семью, попадает в эпицентр событий и, пройдя через тяжелейшие испытания, в финале находит жену и детей.
О том, что существует еще один проект на ту же тему, в «Марс Медиа» узнали после того, как начали работать с Андреасянами. «Сначала я был шокирован, а потом даже обижен: почему Елена Гликман не обратилась ко мне, зная, что у меня есть корни и связи в Армении, и я мог бы быть полезен? – говорит Рубен Дишдишян. – Тем более, что режиссера Сашу Котта, с которым мы сделали два фильма, впервые с Арменией познакомил именно я, когда готовились к съемкам „Охотников за бриллиантами“. Тем не менее, я желаю, чтобы у них получился проект».
Продюсеры несколько раз пытались встретиться, а Антон Златопольский, поддерживающий со стороны ВГТРК проект Гликман, даже предлагал объединить проекты. Однако Дишдишян был готов на это только в том случае, если в основе будет сценарий, который разрабатывался при участии «Марс Медиа». «В нашем сценарии мы постарались совместить человеческую драму и фильм-катастрофу, это зрительское, жанровое и очень эмоциональное кино. Насколько я понял, проект Гликман — скорее, авторский», — уточняет продюсер.
Сценарий «Истории одного землетрясения» получил поддержку Фонда кино, заняв третье место в конкурсе сценариев. «Марс Медиа» приступила к съемкам 12 октября. Создатели надеются, что их картина не пересечется в прокате с проектом Елены Гликман.
Создатели «Истории одного землетрясения» думают параллельно снять документальный фильм о событиях декабря 1988 года.
Вслед за «Метро» и «Экипажем»
«Сценарий, который мы получили, был написан армянскими авторами и нацелен на армянскую аудиторию, — рассказывает Дишдишян. — Мы его кардинально изменили, понимая, что работаем на российском рынке и должны заинтересовать зрителя здесь. Полтора года мы переписывали сценарий, оставив лишь общую канву: ввели русского героя, сделали сильную человеческую историю, сохранив и экшн. Я надеюсь на Сарика, верю, что ему удастся хорошо снять как эмоциональную драму, так и фильм-катастрофу. Мы будем продавать кино, с одной стороны, как жанровое, с другой стороны, убеждены, что зрителю сложно будет сдерживать слезы».
«История одного землетрясения» продолжает путь российских фильмов-катастроф, новейшая история которых началась с «Метро» и в апреле будущего года продолжится «Экипажем», хотя сама катастрофа не занимает в сюжете много времени. «Сам удар стихии длился секунды, может, полминуты. У нас в фильме это займет несколько минут. Основная часть картины — это именно последствия стихии. Это разрушенный город, это горе людей, потерявших родственников, это спасательная операция. А стержнем будет конфликт двух главных героев — 25-летнего армянина Роберта и русского строителя Андрея, возвращающегося к семье в Ленинакан после 8 лет заключения. Его приезд совпадает с землетрясением. Молодой герой уверен, что именно Андрей виновен в трагедии, которая 8 лет назад случилась с его семьей», — объясняет продюсер.
Московский завод в роли армянского города
С российской стороны у «Истории одного землетрясения» — звездный кастинг. Андрея играет Константин Лавроненко, его жену — Мария Миронова, крановщика-добровольца — Артем Быстров. А вот искать актеров на роли армянских персонажей создателям пришлось больше шести месяцев.
«Полгода длился кастинг на роли армянских героев. Мы прошерстили всех актеров армянского происхождения в России, параллельно шел кастинг в Армении. Приняли принципиальное решение, что армянских героев должны играть только армяне, хотя по типажу подходят и актеры других национальностей», — говорит Рубен Дишдишян. После нескольких этапов проб из 20-30 кандидатов остались Виктор Степанян, Татевик Овакимян, Михаил Погосян, Грант Тохатян, Сос Джанибекян.
А вот в роли разрушенного Ленинакана выступят московские индустриальные окраины. «Мы нашли завод, который был полностью разрушен. Там должны были строить новое жилье. Нам удалось уговорить до конца года не начинать стройку и не разбирать завалы — там действительно все выглядит, словно после землетрясения», — говорит продюсер. Натурные съемки пройдут в ноябре непосредственно в Гюмри в течение 15 смен.
Сто тысяч долларов в создание «Истории» вложат Министерство культуры Армении и местный Фонд кино. «Нам важно, что Армения нас поддерживает мы получаем большую помощь со стороны профильных министерств, за что им очень благодарны», — делится Дишдишян. А министерство обороны и МЧС Армении поддержит кинематографистов массовкой, военными, техникой, объектами. Часть съемочного оборудования будет арендовано в Армении, часть — привезена из Москвы.
Фестивали, «Оскар» и четыре армянских кинотеатра
«Нам кажется, если фильм получится, то он может стать одним из самых кассовых в Армении. Забавно, там всего четыре кинотеатра, но на местных кассовых комедиях они собирают до 200 тысяч зрителей, потому что люди там ходят в кино несколько раз, если фильм им понравился. А 200 тысяч зрителей — это почти миллион долларов. То есть маленькая страна, а может дать такую большую кассу! Весной там открывается новый многозальник. Думаю, к релизу нашего фильма в Армении будет более 20 экранов», — рассказывает продюсер. Помимо проката в Армении, создатели надеются на успешные международные продажи, приводя в пример аналогичный фильм «Метро», который собрал больше 1,2 млн долларов.
После просмотра черновой сборки картины продюсеры будут решать фестивальную судьбу фильма. Ожидается, что финальная версия фильма будет готова к концу августа 2016 года, а на экраны «История одного землетрясения» выйдет ближе к 7 декабря — годовщине трагических событий. Дистрибуцией в России займется «Каро Прокат». «Мне кажется, в фильме есть и коммерческий, и фестивальный потенциал, — уточняет Рубен Дишдишян. — Так что все фестивали с августа по декабрь будут находиться в зоне нашего внимания. К тому же, мы бы хотели предложить подать картину на „Оскар“ от Армении».
Горная дорога в Армении. В туннель въезжают красные «Жигули», в салоне четыре человека. Происходит авария, лобовое столкновение с белой «Волгой». Водитель «Волги» выбирается из машины, подходит к перевернувшемуся автомобилю. Там в живых остался только один человек, мальчик 12-и лет. Виновник ДТП вытаскивает пострадавшего и несёт его на руках к выходу из туннеля. На шее мужчины цепочка с кулоном в виде подковы.
Восемь лет спустя. Город Ленинакан в Армянской ССР. Молодой человек (тот самый мальчик) по имени Роберт просыпается в своей квартире. Выходит на улицу. Идет в парикмахерскую, пропускает выходящую оттуда симпатичную девушку, на шее которой повязан красный вязаный шарф. Девушку окликает мужчина. Она называет его товарищ Акопян, тот просит называть его просто Арменом. Мужчина садится в кабину фургона, машина трогается и уезжает.
Роберт входит в парикмахерскую, садится в кресло, начинается процедура бритья. Роберт беседует с парикмахером, который называет его братом. Оказывается, сегодня в город должен вернуться после отбытия наказания виновник тогдашней аварии. Роберт говорит, что он хочет встретить этого человека и посмотреть ему в глаза. Парикмахер удаляется в подсобку, выносит оттуда револьвер и вручает его Роберту: при разговоре с виновником гибели родственников молодого человека оружие может пригодиться. В кресле Роберта сменяет другой клиент. Присутствующие обращают внимание на дорогие часы на его запястье.
Лилит, девушка в красном шарфе, приходит домой, где ее встречает брат Сурен. Лилит недовольна. В ее отсутствие Сурен впустил в квартиру Армена, тот вручил для нее подарок – это стол, столешница которого представляет собой массивную мраморную плиту. Лилит говорит, что ей не нравятся ухаживания директора кладбища, она еще жить хочет. И почему брат старается выдать ее замуж, ведь ей нужно сначала окончить институт?
Пожилая женщина Ашхен приходит с рынка домой. Ее муж Ерем ворчит: зачем она накупает столько продуктов, да еще по кухне мыши разгуливают, хоть кота заводи. Ашхен говорит, что сегодня придут Гаянэ и Варуж. Ерем не желает их пускать на порог своего дома: негодяй обрюхатил его дочь до свадьбы, а ведь сам Ерем когда-то ухаживал за Ашхен три года. Ашхен видит в окно гостей, выбегает им навстречу. Гаянэ беременна. На порог выходит насупленный Ерем и прогоняет молодую пару. Гаянэ расстроена, Варуж ее утешает, просит для блага будущего ребенка быть поспокойней.
На рынке русская женщина Анна с сыном Ваней останавливается у мясного прилавка. Сын упрекает мать за то, что она так долго живет в Армении, а мясо выбирать не научилась. Мальчик сам указывает торговцу на выбранный им кусок. У них сегодня праздник – домой после долгого отсутствия возвращается отец семейства. Над аэропортом Ленинакана снижается пассажирский самолет. Стюардесса просит пассажиров пристегнуть ремни. Она спрашивает мужчину средних лет (Константин Бережной): впервые ли он в Армении? Мужчина отвечает, что его здесь ждут жена и двое детей.
Девочка-подросток играет на дудуке. У подъезда ее дома сидит Роберт, он рассматривает полученный от родственника револьвер. Ерем выходит покурить на улицу. Из дома на крыльцо выбегают мыши. Где-то вдалеке лают собаки. Раздается гул, по дороге пробегают трещины, начинаются подземные толчки, за спиной Ерема рушится его дом. Сурен и Лилит мечутся по комнате, начинает обваливаться потолок, брат кричит сестре, чтобы та спряталась под подаренный ей стол. На рынке начинается паника. Обваливается потолок, падают стены, люди бегут к выходу. Анна теряет Ваню, но старик, продававший им мясо, берет мальчика на руки и отдает его матери. Из иллюминатора Константин видит, как рушатся здания в городе. Фургон с Арменом и его подчиненными несется по улицам города, сотрясаемого подземными толчками. На площади машина переворачивается, люди выскакивают наружу. Армен командует: все под арку, там безопасно. Люди подчиняются, арка рушится, все погибают.
Гаянэ с Варужем в больнице, пациенты и медперсонал бегут на улицу, здание рушится. Пара выбегает на улицу. В больнице остался сын их знакомой, Варуж возвращается за ним, берет на руки, бежит к выходу. Но лестница уже обрушилась. Варуж успевает выбросить мальчика из окна, на улице его ловит мать, а мужчина остается в разрушающемся здании и не успевает спастись.
Константин бежит к дому, где жила его семья. Ваня с матерью на улице, в боку у женщины кусок металлической арматуры, она просит мальчика отправиться к их дому, найти сестру Катю и привести ее к ней. Парикмахер снимает часы с руки мертвого клиента. Роберт помогает участковому милиционеру извлечь из-под бетонных плит старика-отца при помощи автомобильного домкрата.
Участковый подходит к сидящему в прострации Армену, просит его помочь с транспортировкой раненных. Трупы и раненных погружают в кузов желтого аварийного «газика». Водитель Миша балагурит. Он в шоке: только начал отмечать день своего рождения – случилось землетрясение. Гости до сих пор с ним, они лежат мертвые в кузове. А сваренный на празднество хаш (кавказский суп) остался нетронутым. Теперь целый чан этого супа стоит в кабине его машины. Роберт идет мимо развалин, замечает красный вязаный шарф, слышит из щели голос Лилит, обещает ей помочь. Но для этого потребуется техника. Молодой человек выскакивает на дорогу и тормозит желтый фургон. Он требует, чтобы Миша помог ему извлечь девушку из-под плит. Тот говорит, что в первую очередь нужно доставить в больницу раненых. Спор разрешает Константин. Он берет командование в свои руки. Вначале нужно отвезти раненых, а потом вернуться к девушке. Машина отправляется в путь.
На въезде в город стоит колонна машин. Люди приехали на помощь. Они достают из багажников шанцевый инструмент и пешком направляются в Ленинакан. Ване не удалось найти ни Катю, ни их дом, ни улицу. Мать с трудом передвигается, мальчик помогает ей идти. Палатки с красными крестами. Раненым оказывают медицинскую помощь. Гаянэ сидит возле кучи обломков и гладит торчащую оттуда руку Варужа. К ней подходит мать спасенного ее мужем ребенка и уговаривает отправиться ее к врачам.
«Газик» возвращается к месту завала, под которым находится Лилит. Константин требует, чтобы все начали собирать дрова, ночи холодные, можно замерзнуть. Роберт подцепляет плиту, под которой находится девушка, тросом и командует Мише, чтобы тот оттащил плиту. Их останавливает Константин. Он архитектор, поэтому объясняет Роберту, что так они погубят девушку, другие плиты обрушатся на нее. Нужно два крана.
Анна говорит сыну, что ей нужно отдохнуть. Мальчик плачет, просит мать не умирать. Та успокаивает напуганного ребенка: она будет всегда жить в его сердце, пока Ваня ее любит. После чего ее глаза закрываются. Армен впрягается в повозку, из которой выпряжен конь, и перевозит трупы. Работник кладбища аккуратно складывает их рядами. Роберт просовывает в щель пальто для Лилит. Миша угощает разогретым на костре хашем мужчин, разбиравших весь день завалы. Константин беседует с участковым: ему надо бы отметиться, как освобожденному из мест лишения свободы. Милиционер говорит, что отмечаться негде, отделение милиции тоже разрушено.
Банда мародеров под командованием парикмахера грабит пустующие квартиры в домах, которые не полностью разрушены землетрясением. Они стараются брать только деньги и драгоценности, на стоны раненных людей не реагируют. Врач в медицинской палатке в изнеможении выходит на свежий воздух покурить. Ему сообщают, что на подмогу прибыли врачи из Грузии, они привезли с собой медикаменты. В этом время мать спасенного мальчика приводит Гаянэ. У беременной отошли воды. Врач бросает недокуренную папиросу и идет принимать роды.
На следующий день, разгребая завалы, Константин обнаруживает дудук. На таком же играла его дочь. Миша говорит, что, судя по следам зубов на мундштуке, инструментом пользовался мальчик. В городе развернуты полевые кухни, людям раздают хлеб и горячую пищу. Ваня берет тарелку супа для мамы. Ему пытается помочь Марина, женщина переводчица, работающая с иностранными спасателями. Когда мальчик добирается до матери, его проводница видит, что та мертва. Она уводит мальчика с места трагедии.
Лилит и Роберт беседуют. Оба сироты, Лилит вырастил старший брат, Роберт рос в семье троюродного брата Сеника (того самого мародера-парикмахера). К Ерему приход мать спасенного Варужем мальчика. Старик сидит возле развалин своего дома. Женщина сообщает, что у него родился внук, а его зять геройски погиб, спасая ребенка, за что она благодарна старику и его дочери. Роберт видит проходящего мимо Сеника с приятелями. Он бежит к брату и просит его найти кран для спасения девушки. Сенник обещает исполнить просьбу и зовет Роберта с собой. Тот видит на руке родственника часы клиента парикмахерской и говорит, что ему не по пути с Сеником и его товарищами. Подельники сомневаются: не сдаст ли их Роберт милиции? Сеник уверен, что не сдаст, он же его брат.
Спасателям удается поднять одну из плит на завале, оттуда извлекают тело девочки-подростка. Это Катя. Константин берет на руки тело дочери, отходит в сторону. Позже он сидит в прострации у костра. Роберт походит к нему, мужчина показывает молодому человеку фото своей семьи, говорит, что все они погибли. Роберт считает, что нельзя отчаиваться, нужно надеяться до последнего. Константин с ним соглашается. Молодой человек замечает на шее мужчины кулон в виде подковки. Ерем походит к завалу, под которым лежит его зять. Он просит у покойного прощения, ропщет на бога, обещает, что достанет тело из-под завала и похоронит зятя, чтобы внуку было куда придти и оплакать отца. Затем он подходит к дочери, просит прощения и у нее, уводит свежеиспеченную вдову с новорожденным младенцем к развалинам их дома. Роберт спрашивает Лилит: что бы ты сделала, если бы встретила виновника гибели близких? Та отвечает: не стоит искать виноватых.
Константин размещает на стенде для поиска родственников свое семейное фото и пишет на обороте имя и адрес. У Лилит истерика. Она просит быстрой смерти, мучиться долго ей уже невмоготу. Подоспевший вовремя Константин уверяет девушку в том, что никто бросать ее не собирается. Ночью Мародеры грабят пустой ювелирный магазин и убивают некстати появившегося на месте происшествия участкового. Теперь им срочно надо убраться из города, но сделать это непросто. Убивший милиционера бандит подает идею: надо отжать у брата Сеника фургон, спецмашину из города выпустят.
На следующий день к месту раскопок, которые ведут Роберт и его товарищи, подъезжает крановщик из Ростова. Начинается операция по извлечению из-под завала Лилит. Появляются бандиты, угрожая оружием, требуют отдать им аварийный «газик». Роберт достает свой револьвер. Завязывается потасовка. Мирные граждане обезвреживают мародеров, но Константин получает серьезное ножевое ранение. Лилит успевают вытащить до того, как плита рушится на то место, где лежала девушка. Умирающий Константин говорит Роберту, что знает, кто он такой, передает парню цепочку с кулоном-подковой и просит найти его родственников. Спасатель-кинолог из Франции Дидье, с которым работает Марина, обнаруживает на стенде фото семьи Бережных. Марина теперь знает, где искать родных Вани. Женщина и мальчик подходят к руинам, рядом с которыми сидят Роберт и Лилит. Молодой человек узнает мальчика, обнимает его и говорит Марине, что они с Лилит родственники Вани.
На следующий день Гаянэ кормит младенца, Ерем разбирает развалины своего дома. Он слышит стоны жены, извлекает из-под завала невредимую Ашхен, танцует на радостях, знакомит ее с внуком, семья со слезами на глазах обнимается, благодарит бога за подаренное счастье.
В город поступает гуманитарная помощь со всей страны и прочих зарубежных государств. Идет работа по разбору завалов. Объявляется минута тишины, раздается плачь младенца. Минутная стрелка остановившихся на городской башне курантов снова приходит в движение.
С фильмом «Землетрясение» смотрят
Дом образцового содержанияВодитель для ВерыЖила-была одна бабаДолгая дорога к счастьюПриговор идеальной парыСын отца народов
Актёры и создатели
![]()
Трейлер (русский язык)
Фильм в подборках
о фильме «Землетрясение»
Cмотреть «Землетрясение» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках


![]()
На съемках фильма-катастрофы «Землетрясение» Константин Лавроненко помогает людям после сокрушительного удара стихии
На съемках фильма-катастрофы «Землетрясение» Константин Лавроненко помогает людям после сокрушительного удара стихии.
Художники картины скрупулезно воссоздали атмосферу декабря 1988 года, когда в Советском Союзе произошло мощнейшее землетрясение, охватившее половину территории Армении. Почти полностью были разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. По официальным данным, погибли 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой.
Два главных героя картины — архитектор Константин Бережной (Константин Лавроненко) и Роберт Мелконян (Виктор Степанян) встречаются в Ленинакане в день трагических событий. Судьба сталкивает их не впервые — много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта. Константин провел несколько лет в тюрьме, в то время как маленького Роберта приютили родственники. По стечению обстоятельств Бережной возвращается к семье именно в день землетрясения: его ждет жена Анна (Мария Миронова) с детьми. Ждет его и Роберт, который так и не простил ему гибели своих родителей. Герои оказываются в одном спасательном отряде, но узнают друг друга не сразу.
Волонтеры, мародеры, «Мимино»
— Когда произошло землетрясение, мне было четыре года, я жил в Ереване, — признается Сарик Андреасян («Мамы», «Дублер», «Корпоратив»). — Я помню, как зашатались стены. Мы видели по телевизору гробы, трупы. А Рубен Дишдишян (продюсер проекта и глава компании «Марс Медиа». — Авт.) сразу после землетрясения поехал в Ленинакан, разбирал завалы, надеясь найти выживших.
На съемочную площадку выходит Артем Быстров («Дурак») — он играет ростовского крановщика, который приехал помогать ликвидировать следы катастрофы. И увидел на месте ЧП не только толпы сопричастных людей, но еще и мародеров.
— Прототип у героя Быстрова действительно есть, — объясняет Сарик Андреасян. — Только тот парень был из Курска, а не из Ростова. Люди ехали со всей страны. По дороге ему бесплатно заливали солярку, чтобы он добрался на своем кране до места трагедии. Наверное, это было одно из последних массовых объединений в стране. Человек был готов на все ради другого человека. Возможно ли что-то подобное сегодня?
Тем временем на площадке никто не собирается вгонять себя в депрессию. Основной кастинг проводили в Армении — актеры, оправдывая присущее им с рождения остроумие, травят байки и вспоминают цитаты из «Мимино», пока гримеры посыпают им головы известкой. Обмен мнениями перерастает в обсуждение с финальной фразой, подчеркивающей уровень и самоиронии, и особой идентичности актеров.
— Что вы мне тут объясняете? — кричит колоритный усатый мужчина, понимая, что его слышат почти все. — Собрались три великих армянина, тоже мне!
Мебель из пятиэтажек и кадры Минобороны
— Мы отсмотрели тысячи кадров хроники, частные фотосъемки, даже архивы Минобороны поднимали, — рассказывает Сарик Андреасян. — Фиксировали, в чем ходили люди, какие у них были прически, на каких машинах ездили. Обманывать зрителя не будем.
— В такой работе всегда есть опасность сфальшивить, — поддерживает режиссера Лавроненко. — Люди, пережившие трагедию, должны доверять нам. Наш посыл — соучастие, сострадание. Особенно важно сказать об этом в наше время. Когда мы слышим в новостях сухое «погибли 100 человек», мы уже не можем принимать это близко к сердцу. Но когда видим в кадре плачущую мать, это берет за душу. В нашей картине трагедии конкретных людей, неподдающиеся мгновенному осмыслению.
— Когда мы разговаривали с теми, кто был под завалами, то все говорили: мы не понимали, что произошло, — рассказывает режиссер. — Кто-то думал, что началась война, кто-то посчитал, что сбросили бомбу. Люди в состоянии шока начинают придумывать любые объяснения. Самое страшное — неконтролируемость ситуации. Это была стихия, которой никто не смог противостоять.
— Долго подбирали локацию, — говорит художник-постановщик картины Давид Дадунашвили. — Здесь были только опоры и завалы, которые мы долго расчищали. Мебель того времени привезли из выселенных пятиэтажек. Большая часть одежды привезена из Еревана — люди приносили, мы искали на рынках аутентичные кожаные куртки, штаны.
Будут в фильме и стыковые сцены: когда часть дома до землетрясения снимают в Армении, а после разрушения — на рабочем «полигоне». Так снимут больницу и дом одного из героев.
Совсем скоро съемочная группа вернется из экспедиции в Гюмри (бывший Ленинакан). А на большой экран картина производства компании «Марс Медиа» выйдет к годовщине трагедии — 7 декабря 2016 года.
Любопытно, что параллельно с «Землетрясением» режиссер Александр Котт («Брестская крепость») работает над еще одной картиной про то же самое событие. Сюжет фильма «Спитак» начинает развиваться за четыре часа до землетрясения. Главный герой — армянин Гор. Он несколько лет живет в Москве, где у него есть все — бизнес, гражданская жена, друзья. Общение с оставшейся в Армении семьей он ограничивает регулярными денежными переводами и телефонными разговорами. Землетрясение рушит не только дом Гора, но и всю его налаженную жизнь.
Ереван, 28 ноября. Съемки фильма-катастрофы Сарика Андреасяна «Землетрясение» идут полным ходом. После Москвы режиссер с командой переместился в армянский город Гюмри. Это современное название Ленинакана – одного из четырех городов, пострадавших от землетрясения 1988 года. «Землетрясение» –совместный проект России и Армении. Бюджет фильма составляет три миллиона долларов. В планах создателей – выдвижение фильма на «Оскар» от Армении. Как проходят съемки в Гюмри, узнала корреспондент «МИР 24» Луиза Симонян.
Третий день после землетрясения в Ленинакане. В разрушенный подземным толчком город подоспели грузовики с хлебом и молоком. Женщинам и детям раздают горячую еду, мужчины молча греются у костров. Шок уже прошел. Теперь каждый думает, как жить дальше.
Сцены помощи обездоленным жителям снимают в центре Гюмри. У храма Святого Знамения создали лагерь: установили палатку, полевую кухню, зажгли костры.
«Создали некий такой не то что быт, а некое единение людей. Они здесь рядышком все и друг другу помогают. Ориентировались на то, чтобы в кадре люди были армянской национальности в большей степени. Потому что все остальные наигрывали что ли. А здесь люди, которые это все прошли. У них все отражается в глазах», – отмечает художник-постановщик Давид Дуданашвили.
Все участники массовки – жители Гюмри. Многие из них сами пережили те страшные минуты. Здесь, на площадке, они снова рассказывают друг другу о том дне, который перевернул их жизнь.
«Я тогда была в положении. Вдруг чувствую, голова кружится. На минутку закрыла глаза, открываю, смотрю – потолок падает прямо на меня. Ко мне подбежали двое незнакомых мужчин, схватили на руки и вынесли из здания. На улице все плачут, говорят «Люди, Ленинакана больше нет», – вспоминает жительница Гюмри Амалия Погосян.
«Этот день я помню до мелочей. Я был дома, отдыхал после службы. Смотрю, люстра шатается, мебель начала падать. Выбегаю на улицу и вижу, что люди все на улице, плачут. Мы в Гюмри рады, что снимают такой фильм – он в память о тех, кто погиб в этот страшный день», – отмечает житель Гюмри Меружан Акопян.
7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло землетрясение. За 30 секунд подземные толчки практически уничтожили город Спитак, Кировакан, Ленинакан. Всего от стихии пострадал 21 город и более 300 населенных пунктов. 25 тысяч человек погибли, 140 тысяч остались инвалидами, более полумиллиона – лишились крова.
По сюжету на фоне катастрофы разворачивается история двух героев. 45-летнего Константина Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна, которого сыграл молодой актер Виктор Степанян. Родители парня погибли по вине Бережного, и спустя годы главной его целью была месть за семью. По словам Виктора, именно в Гюмри он сыграл одни из самых сложных эпизодов.
«Я сам играл отца своего героя Роберта. Было сложно. Потому что играть возрастную роль молодому актеру сложновато. Сложно, что раны еще у многих не зажили, и понятно, что когда люди будут смотреть этот фильм, для меня было основное не то, чтобы сделать что-то хорошо, замечательно. А главное для меня было, чтоб не испортить те ощущения, те воспоминания людей», – говорит актер Виктор Степанян.
Чтобы лишний раз не бередить раны горожан, все самые тяжелые кадры снимали на московском заброшенном заводе. Здесь, в Гюмри, снимают сцены после землетрясения. А также размеренную жизнь города до трагедии.
«Мы снимаем пролеты над городом на вертолете. Но понятно, что уже город современный, мы просто будем эти пролеты перерисовывать. У нас есть фотографии 60-70-х годов, отдельно зданий. То есть, у нас ребята по компьютерной графике, они ходят, фотографируют дома, все, начиная от фактуры камня», – поясняет режиссер Сарик Андреасян.
И только в одном месте команду «мотор» дают шепотом. В храме Святой Богородицы снимают последние эпизоды фильма. Со дня трагедии прошел ровно год. Главный герой зажигает свечи в память о жертвах землетрясения вместе с беременной женой и сыном.
«Жизнь в городе поделилась на «до» и «после» трагедии. И я уверена, что этот фильм будет интересен не только жителям Гюмри или просто армянам. Здесь затрагиваются общечеловеческие ценности. Он затронет сердца всех, кто когда-либо пережил землетрясения в своей стране», – говорит актриса Татев Овакимян.
Съемки в Гюмри продлятся еще 10 дней. Затем три дня съемок в Москве. Завершится работа над фильмом к концу следующего года, на большом экране фильм планируют показать к годовщине трагедии – 7 декабря.




Одна из самых страшных трагедий в мире произошла 7 декабря 1988 года в Армении. В результате землетрясения, охватившего почти половину территории страны, были разрушены города Спитак, Ленинакан (Гюмри), Кировакан (Ванадзор), Степанаван и еще более 300 населенных пунктов. 25 тысяч человек погибли, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой. Ни один ребенок после землетрясения не оказался в детском доме – каждая армянская семья считала своим долгом усыновить сирот.
Режиссер Сарик Андреасян, с детства знавший, что значит эта трагедия для армянского народа, долгое время испытывал непреодолимое желание рассказать о ней. На фоне природной катастрофы, которая произошла в 1988 году в Армении разворачивается история двух героев – 45-летнего Константина Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна. Несколько лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибают родители Роберта. Константин оказывается в тюрьме, а Роберта забирают к себе родственники. Герои сталкиваются в Ленинакане в день страшного землетрясения во время разборки завалов. Но не узнают друг друга. Советская эпоха в фильме воссоздана в деталях – от причесок и одежды героев до автомобилей и интерьеров того времени.
В процессе работы над фильмом был проведен кастинг, в котором приняли участие 500 актеров из Армении и России. В съемках, проходивших в Армении, в массовке участвовали жители Гюмри, большинство из которых пережили и помнят землетрясение. Работа над сценарием заняла четыре года. В его основу легли документальные хроники и истории, рассказанные очевидцами землетрясения. Каждый съемочный фильм завершался минутой молчания – в память о жертвах этой страшной трагедии.
Фильм выходит в российский прокат с 1 декабря. Кинокритики уже сейчас уверены: равнодушным эта лента не оставит никого. Однако, интересен тот факт, что почти за 30 лет после трагедии, снять художественное кино про землетрясение 1988 года в Армении никто так и не решился. А ведь 25 тысяч жертв – это 25 тысяч личных историй, каждая из которых достойна воплощения на экране.
«За последние 26 лет, с тех пор, как развалился СССР, выросло новое поколение, которое физически не знает о том, какую большую роль Россия сыграла вообще в истории Армении. Для многих это было таким удивлением. Многие об этом даже и не задумывались», — говорит режиссер картины Сарик Андреасян.
Стоит отметить, что команда фильма основательно подошла к съемкам картины. Они встречались с сотрудниками МВД, медиками, спасателями, очевидцами землетрясения в Ленинакане, за 30 секунд, превратившимся в руины. «Каждый армянин в своей жизни хоть раз встречал людей, переживших эту трагедию. Моя семья в 1988 году переехала из Армении в Казахстан. Я помню, как к нам из Ленинакана приезжали после трагедии люди. Поэтому все эти истории были вокруг нас. И я с детства знал об этом. Поэтому все, что происходит в фильме, это не какой-то художественный вымысел. Это правда, которая случилась 28 лет назад. Мы подняли все архивы из МВД Армении и из МВД России. Наша задача была – показать все, как есть. Мы не собирались делать из этого блокбастер. Поэтому все – от одежды до декораций соответствовало реальности», – говорит режиссер.




Съемки фильма проходили в Москве и Гюмри. Причем в России снимались эпизоды после землетрясения, в Армении – сцены мирной жизни после трагедии. «Во-первых, Москва все-таки и технически, и профессионально более подготовлена к таким съемкам. А, во-вторых, ну вы представьте, что было бы, если бы я приехал в центр Гюмри и поставил бы там тысячу гробов. Это было бы большим стрессом для местных жителей. Этически это просто непозволительно. Кстати, в армянской версии нет сцены, где дети лежат в гробах. В русской она есть. И я на этом настаивал», – рассказывает Сарик Андреасян.
«Вы ни в одном кино в мире не увидите, как едет «Волга», а на ее крыше лежат привязанные к ней трупы. А это, между прочим, абсолютная реальность. Мне очень важно было показать то, чего никто в мире не видел, чтобы люди понимали, насколько это было страшно».
Актер Виктор Степанян, сыгравший Роберта Мелконяна, рассказывает, что на съемках раз в час объявлялась минута молчания – так же, как в декабре 1988-го. Тогда это делалось для того, чтобы спасатели могли услышать звуки раненых из-под завалов. «Больше всего, что меня поразило во время съемок, это когда после съемочного дня, объявлялась минута молчания. Никто, как это обычно бывает не спешил тут же сбежать домой. И вот пока все стояли, я смотрел в лица людям. И у них в душе явно что-то происходило. Каждый думал о чем-то своем», – вспоминает актер.
Актриса Мария Миронова, исполнившая роль Анны Бережной, вспоминает – когда впервые прочитала сценарий, сразу поняла, что готова сыграть любую роль в этом фильме. «Сцена, которую я увидела в свой первый съемочный день, меня очень потрясла. Она были без звука, музыки и в черно-белом варианте. Она начиналась с того, как Константин достает свою дочь из-под развалов. Я сидела у монитора и понимала, насколько это честно и правдиво», – рассказывает актриса.
«Несмотря на то, что Сарик зарекомендовал себя в фильмах легкого жанра, у меня не было в связи с этим к нему недоверия. Я понимала, что эту историю может снять только армянин, потому что при всем режиссерском и операторском профессионализме, в этой истории еще обязательно должно быть эмоциональное подключение. И придумать его невозможно», – говорит Мария Миронова.
Продюсер фильма Рубен Дишдишян, так же, как и исполнитель одной из главных ролей Грант Тохатян, в декабре 1988 года участвовал в спасательных операциях в Ленинакане. «Я сам участвовал в спасательной операции в качестве волонтера. Мы с соседями поехали в Ленинакан и начали разбиарть завалы у первого дома, который мы увидели. И когда фильм уже был готов, и я его посмотрел, я начал вспоминать события 30-летней давности. Там показано все так, как было. Даже после премьеры фильма очень многие ленинаканцы подходили и говорили: «Вы показали все так, как будто нас вернули в то прошлое», – рассказывает Рубен Дишдишян.
Отметим, фильм «Землетрясение», выдвинутый на премию «Оскар» от Армении в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», все-таки не вошел в лонг-лист кинопремии. Причиной этому послужило преобладание российских актеров в армянском кинофильме.
«Когда мы предложили армянскому Минкульту выдвинуть фильм на «Оскар», то была неоднозначная реакция. Было два тура голосования. И мы двумя голосами победили. А дальше заполнялся целый ряд документов, среди которых была такая бумага: «Национальный состав участников фильма». Там надо было указать фамилию, профессию. А рядом была графа «гражданство». Человек 14-15 из 20 участников действительно являлись гражданами России. А потом из «оскаровского» комитета в Америке пришла формулировка: по регламенту фильм отклонили. Наверное, это была наша ошибка. Может быть, стоило привлечь больше армянских актеров», – говорит продюсер картины Рубен Дишдишян.
«Чисто формально, по регламенту «академики», безусловно, правы, хотя и армян в фильме было очень много. Просто многие из нас – граждане России. Но я не очень понимаю, если страна выдвинула и взяла ответственность, то какая оскаровским киноакадемикам разница? Мы абсолютно не знали, что это так закончится. Потому что у нас есть пример фильма «Монгол» Сергея Бодрова и эстонского фильма «Мандарин», которые были сняты гражданами России», – считает Сарик Андреасян.
Для режиссера Сарика Андреасяна этот фильм — главная работа всей жизни. Дань памяти своей нации, своей стране и, в особенности, всем жертвам той катастрофы. «Бизнес-мотивов у нас нет. Поверьте мне, чтобы зарабатывать в кино деньги, не надо снимать драматические фильмы, основанные на реальной трагедии. Мы сами не знаем, что нас ждет в прокате, но очень хочется, чтобы люди пришли. Если на такое кино придут зрители, то через год таких фильмов будет больше. Будет меняться контент, будет меняться ситуация на рынке», – сказал Сарик Андреасян.
Полминуты, разрушившие мир. Хроника Спитакского землетрясения
Катастрофические подземные толчки в японском регионе Канто 1923 года, стихия у берегов Суматры в 2004 году, колебания земли магнитудой 8,2 в Тяншане, унесшие жизни почти 240 тысяч человек в 1976 году. Наряду с этими катастрофами в списке самых смертоносных землетрясений истории – страшные события 7 декабря 1988 года в Советском Союзе.
Ровно 34 года назад мощные подземные толчки до основания разрушили город Спитак на северо-западе Армянской ССР. В эпицентре землетрясение достигало интенсивности 9-10 баллов, подземные толчки ощущались в Ереване, грузинском Тбилиси и еще более чем в 300 населенных пунктах региона.
30 секунд, изменивших судьбы
Ленинакан – нынешний Гюмри, Кировакан – нынешний Ванадзор и еще 19 крупных городов республики. Именно они приняли на себя основной удар стихии. Землетрясение началось в 11 часов 41 минуту по местному времени и длилось всего 30 секунд.
Магнитуда тоже была не самой высокой – до 6.8 – 7,2, но для местного рельефа они оказались опаснее, чем землетрясение такой же силы на равнине или в океане. В густонаселенной горной республике от катастрофы погибли 25 тысяч человек. Еще полмиллиона жителей республики лишились крова. Таковы страшные итоги стихии, которая пришла в Армению 7 декабря 1988 года.
Всего 30 секунд ада, – и толчки прекратились. Грохот разрушающихся зданий сменился гробовой тишиной. Но она длилась недолго. Очень быстро городские улицы наполнились криками и стонами. Люди бросились разыскивать родных, натыкаясь на руины, на месте которых раньше стояли дома, школы и магазины.
Как десять атомных бомб
Позже сейсмологи выяснили, что сила подземных толчков в эпицентре землетрясения, городе Спитаке, достигла 10 баллов из 12-ти возможных по шкале Рихтера. Волна, вызванная землетрясением, дважды обошла планету и была зарегистрирована сейсмологами в Европе, Америке и даже Австралии.
Специалисты подсчитали, что за 30 секунд, что длилось Спитакское землетрясение, в зоне разрыва земной коры высвободилась такая энергия, которая сопоставима с силой взрыва десяти атомных бомб – тех, что в 1945 году разрушили Хиросиму.
Очевидцы событий рассказывали, что в первые секунды от сильных вертикальных толчков дома буквально подпрыгнули в воздух, а затем сложились в железобетонную груду, похоронив под собой всех, кто находился внутри. Те, кто в этот момент был на улице, с трудом могли стоять на ногах, земля тряслась. В панике многие толпились на открытых площадях и скверах, боясь быть заживо погребенными под руинами домов.
В ход шла даже материнская кровь
Более 140 тысяч человек получили физические увечья. Дома превратились в склепы, похоронившие под своими обломками и живых, и мертвых. Тяжелее всего было тем, кто попал в каменный плен собственных домов.
Некоторые люди по нескольку дней оставались абсолютно обездвиженными под завалами. Они не знали, что произошло, придет ли помощь.
Историю Эммы Акопян и ее трехмесячной дочери Мариам знает весь мир. Женщина с ребенком провела под развалинами своего дома долгих семь дней и только чудом осталась в живых. Сначала она кормила дочь грудью, но когда молоко пропало, проколола палец, и в ход пошла материнская кровь. Но это, скорее, исключение из правил. Многие умирали, так и не дождавшись помощи.
Помощь начала приходить только на третий день
В тот день стихия уничтожила несколько сотен школ и детских садов, более 400 поликлиник и больниц, 230 промышленных предприятий, 600 километров автодорог и 10 километров железнодорожных путей.
Катастрофическое землетрясение вывело из строя около 40 процентов промышленного потенциала Армении. Помощь начала приходить только на третьи сутки после катастрофы – 9 декабря 1988 года в аэропорты Еревана и Ленинакана начали прибывать самолеты с грузом медикаментов, донорской крови, медицинского оборудования, одежды и продовольствия не только из Советского Союза, но и из многих других стран.
Даже известный шансонье Шарль Азнавур, в котором течет армянская кровь, специально приехал в пострадавший Ереван с гуманитарной помощью, тем самым привлекая мировую общественность к трагическим событиям в зоне бедствия.
Мародеры не гнушались ничем
Пока большинство людей были охвачены горем и искали родных, мародеры спешили обогатиться. Они грабили сберегательные кассы и магазины, без зазрения совести присваивали себе чужие вещи.
Не гнушались ничем: снимали даже золотые украшения прямо с тел погибших. Чтобы прекратить этот произвол, на помощь пострадавшим пришли 20 тысяч военнослужащих. Однако наряду с вопиющими случаями мародерства были и абсолютно противоположные истории.
Так, в Ленинакане из колоний и тюрем выпустили родственников пострадавших и погибших, чтобы те помогали в раскопке завалов. Из тюрем выпустили 250 человек – все они вернулись через неделю. Сбежал только один. Но и он вскоре был задержан и отправлен обратно.
Выпуск программы «Время»
Советские власти обычно скрывали информацию о стихийных бедствиях. Но вечером 7 декабря программа «Время» была почти целиком посвящена землетрясению. А 10 декабря, прервав визит в США, в район землетрясения вместе с женой прилетел генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев.
Ознакомившись с положением, он объявил, что, учитывая погодные условия, на поиск выживших у спасателей осталось 7 дней. Температура воздуха в те дни была существенно выше декабрьской нормы, но шансы отыскать под обломками зданий живых с каждым днем стремительно уменьшались. По признаниям очевидцев, увидев масштабы бедствия, супруга Горбачева Раиса Максимовна разрыдалась.
Ни один ребенок не оказался в детском доме
После землетрясения ни один ребенок, оставшийся сиротой в результате страшной катастрофы, не был отдан на усыновление в чужую семью – всех сирот забрали родственники.
Семья известного режиссера Сарика Андреасяна стояла в очереди на усыновление четырех детей. «Хорошо помню из детства, как каждый год 7 декабря все вспоминали о землетрясении в Армении. Даже после развала СССР это было. А потом стало постепенно затихать, что, на мой взгляд, неправильно. Помня трагедию, мы проявляем уважение к людям, которые через это прошли, людям, жизнь которых тогда оборвалась. Это дань памяти», – рассказывает режиссер Сарик Андреасян, воссоздавший события 1988 года в фильме «Землетрясение».
Жертвам безвинным, сердцам милосердным
Мужественным спасателям и жертвам землетрясения в Армении в современном Гюмри сегодня установлено несколько памятников.
Самый известный из них был открыт на 20-летнюю годовщину трагедии. Он называется «Жертвам безвинным, сердцам милосердным» и изображает нагромождение бетонных блоков и людей: здесь и солдат советской армии, помогающий ребенку выбраться из-под завалов, и французский доброволец с розыскной собакой.
Символично, что установили памятник напротив восстановленного храма Всеспасителя. Отметим, что ежегодно 7 декабря считается днем поминовения жертв землетрясения в Армении, послы многих государств и высокопоставленные лица страны отдают дань памяти жертвам землетрясения возле возведенного Мемориала в городе Гюмри. В этот день армянские храмы во всем мире проводят специальные панихиды по погибшим в результате стихии.
Фотокоресспондент Tengrinews.kz Турар Казангапов побывал в одном из городов, пострадавших во время серии землетрясений на юго-западе Турции.
Кадры, которые вы сейчас увидите, сделаны в Кахраманмараше (местные называют его коротко — Мараш). В результате сильнейших толчков многие строения в этом городе сровнялись с землей.
Кахраманмараш лежит на равнине у подножия хребта Восточный Тавр.
6 февраля с интервалом в девять часов на юге страны произошло два мощных подземных толчка.
Эпицентр первого землетрясения находился в Газиантепе, расположенном в получасе езды от Кахраманмараша.
Эпицентр второго подземного толчка был зафиксирован в самом Кахраманмараше.
Это было одно из сильнейших землетрясений в истории Турции.
По последним данным, число жертв достигло 40 тысяч.
Красная надпись на плите была сделана в первые дни после стихийного бедствия. Она говорит о том, на каких этажах остаются люди.
По последним подсчетам, в Турции от землетрясения пострадало более 105 тысяч зданий.
Нашему фотографу посоветовали носить здесь маску: в некоторых местах стоит трупный запах.
Некоторые носят ее для того, чтобы не надышаться пылью.
Жилые дома, расположенные в нижней части Кахраманмараша, пострадали больше всего.
Оставшиеся без крова люди сооружают самодельные палатки рядом с домами, в которых они жили.
Ночи здесь все еще холодные, турки согреваются буржуйками.
По городу можно увидеть палатки с пометкой AFAD. Их устанавливает местное управление по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Надпись на стене дома предупреждает: «плеваться запрещено».
Несмотря на обстановку вокруг, местные дети продолжают улыбаться.
И с удовольствием позируют перед камерой.
В Кахраманмараше уже завершилась операция по поиску и спасению людей.
Город расчищают от завалов.
Турки ежедневно приходят к руинам, чтобы найти свои уцелевшие вещи.
На свой страх и риск мужчины пробираются в жилища, которые в любой момент могут обрушиться.
Местная полиция к иностранцам относится лояльно.
Корреспондента Tengrinews.kz лишь однажды остановили для проверки документов.
«Я сказал, что я фотограф из Казахстана. Полицейский просто улыбнулся. Наверное, он таким образом поприветствовал», — рассказывает наш корреспондент Турар Казангапов.
Кстати, наш фотограф не встретил на улицах города представителей каких-либо зарубежных СМИ.
Возможно, они были здесь в первые дни после катастрофы.
В ночь на воскресенье, 19 февраля, в Кахраманмараше снова произошло землетрясение магнитудой 5,1.
В Кахраманмараше практически все кафе и столовые разрушены. Но по городу во многих местах установили такие пункты. Людям бесплатно раздают еду и чай в любом количестве.
Полноценные обеды местным жителям готовят волонтеры. Деньги выделяют благотворительные фонды. А также предприниматели, чьи кафе остались под завалами.
По данным из открытых источников, в 2020 году в Кахраманмараше проживало 390 539 человек. Сколько сейчас осталось людей в этом городе — неизвестно.
Ранее в СМИ писали, что в разрушенных городах Турции по ночам орудуют мародеры.
По словам казахстанских спасателей, находившихся в зоне бедствия, ничего подобного они не видели.
В этом магазине все в целости и сохранности. Лишь разбросанные на полу продукты напоминают о подземных толчках.
Такую картину можно увидеть во многих местах.
«Я видел магазин техники, там внутри товары стояли: холодильники, стиральные машины. Все было целым, никто их не забрал», — рассказывает наш фотокорреспондент.
Одежда в этом магазине как висела, так и висит.
В некоторых местах витрины и двери небольших бутиков закрыли фанерными листами.
Если не обращать внимание на отражение в стекле парикмахерской, кажется, что это обычный день, у мастера кипит работа, на подходе очередной клиент.
Здания, которые снаружи выглядят уцелевшими, внутри покрыты трещинами.
Две турчанки подошли к нашему фотокорреспонденту и поинтересовались, откуда он. Одна из женщин рассказала о своем горе: потеряла двух дочерей и троих внуков.
«Чтобы не было больше такого, пусть хранит вас Аллах», — пожелали женщины казахстанцам.
Фото Турара Казангапова.
Текст подготовила Асель Сатаева.
Казахские юрты уже помогают семьям: в Турции появился целый аул
