- Африканская мифологияАджа, Йоруба ориша, покровитель леса, животных в нем и целители травИНьянга, Зулу, богиня луныНомхой, Зулу, богиня рекНомхубулване, Зулу, богиня-мать плодородия, дождя, сельского хозяйства, радуги и пиваОко, Йоруба ориша, покровительница нового урожая белого африканского ямса иОшоси, Йоруба ориша, покровитель леса и охоты. Осаньин, Йоруба ориша, покровитель леса, трав и исцеления. Унсондо, Зулу, бог неба, солнца, грома, землетрясения
- Основные мифы
- Дети
- Убитые Посейдоном
- External links
- Поклонение Посейдону
- Эпитеты
- Рождение
- Основание Афин
- Стены Трои
- Супругами и детьми
- Список супругов и детей Посейдона
- Американская
- Бронзовый век Греция
- Линейные надписи B (микенские греческие)
- Аркадские мифы
- Азиат
- Японская мифология
- Персидская мифология
- Европейская
- Этрусской мифологии
- Грузинская мифология
- Греческая мифология
- Римская мифология
- Эпитеты Посейдона
- Происхождение
- Этимология
- В литературе и искусстве
- Повествования
- Gallery
- Statues
Африканская мифологияАджа, Йоруба ориша, покровитель леса, животных в нем и целители травИНьянга, Зулу, богиня луныНомхой, Зулу, богиня рекНомхубулване, Зулу, богиня-мать плодородия, дождя, сельского хозяйства, радуги и пиваОко, Йоруба ориша, покровительница нового урожая белого африканского ямса иОшоси, Йоруба ориша, покровитель леса и охоты. Осаньин, Йоруба ориша, покровитель леса, трав и исцеления. Унсондо, Зулу, бог неба, солнца, грома, землетрясения
- Эш, бог оа сис и виноградники западной дельты Нила
- Геб, египетский бог земли с сестрой / женой Нут, богиней неба в качестве супруги. Он считается отцом Осириса, Исиды, Сета, Нефтиды и, в некоторых случаях, Гора.
Статья со списком в Википедии
Греческая дриада, изображенная на картине
В природе поклонение, божество природы — это божество, отвечающее за силы природы, такое как водное божество, божество растительности, божество неба, божество солнца, божество огня или любые другие естественные явления, такие как горы, деревья или вулканы. Принято в панентеизме, пантеизме, деизме, политеизме, анимизме, тотемизме, шаманизм и язычество божество воплощает природные силы и может иметь характеристики богини-матери, матери-природы или владыки животные.
Основные мифы
Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространён во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках.
Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык; священным деревом — сосна. Изображали его могучим мужчиной, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян с Дагоном.
Древнегреческий бог моря, землетрясений и лошадей
Посейдон (; Греческий : Ποσειδῶν, произносится ) был одним из Двенадцати олимпийцев в древнегреческая религия и миф, бог моря, штормов, землетрясений и лошадей. В доолимпийскую Грецию бронзового века он почитался как главное божество в Пилосе и Фивах. Он имел также культовый титул «сотрясатель земли». В мифах об изолированной Аркадии он связан с Деметрой и Персефоной и почитался как лошадь, однако кажется, что изначально он был богом воды. Его часто считают укротителем или отцом лошадей, и ударом трезубца он создал источники, которые связаны со словом «лошадь». Его римский эквивалент: Нептун.
Посейдон был защитником мореплавателей и многих эллинских городов и колоний. Гомер и Гесиод предполагают, что Посейдон стал владыкой моря после поражения своего отца Кроноса, когда мир был разделен по жребию между тремя его сыновьями; Зевсу было дано небо, Аиду — подземный мир, а Посейдону — море, а Земля и гора Олимп принадлежали всем трем. В Гомере Илиаде Посейдон поддерживает греков против Троянцы во время Троянской войны и в Одиссее, во время морского путешествия из Трои обратно домой к Итаку, греческому герою Одиссею вызывает ярость Посейдона, ослепляя его сына, Циклопа Полифема, в результате чего Посейдон наказывает его штормами, полной потерей своего корабля и товарищей и десятилетней задержкой. Посейдон также является предметом гомеровского гимна. В Тимее и Критии Платона легендарный остров Атлантиды был владениями Посейдона.
Афина стала богиней-покровительницей города Афин после соревнования с Посейдоном, и он остался на Акрополе в форме своего суррогата, Эрехтея. После битвы Посейдон послал чудовищное наводнение на Аттическую равнину, чтобы наказать афинян за то, что они не выбрали его.
(Ποσειδω̃ν, Neptunus). Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, получивший после победы над титанами господство над морем и другими водами. Супругой его была Амфитрита. Дворец его находился на дне моря близ о. Эвбеи. По морю он ездит на своих меднокопытных конях с золотой гривой и производит все морские явления, поднимает бурю ударом своего трезубца, вызывает землетрясения, рассекает скалы. Всех, кто его оскорбляет, он преследует своим гневом, посылая бури и морских чудовищ. С Афиной он спорил за обладание Аттикой (см. Афины), а в Троянской войне держал сторону греков. Он считался создателем коня, научившим людей управлять им при помощи узды. Поэтому конь был посвящен ему, так же как и дельфин. Римляне отождествляли Посейдона со своим божеством Нептуном. См. Нептун.
(Ποσειδών), в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс — небо, Аид — подземное царство) (Нот. II. XV 187-194). Древнейшее представление о П. связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя П. можно понимать в его дорийской форме как «супруг земли» в именительном падеже (П. Кречмер) (Poteidan — pot=pos, корень слова указывает на «супружество» и da=ga, «земля») или в звательном падеже (И. Б. Гофман), отсюда эпитеты П.- «колебатель земли» (Hom. Od. V 366), «земледержец» (I 68). С другой стороны, древнейший П. связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени П. видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: «владыка вод» (А. Карнуа, А. Хойбек), так как дорийск. Poteidan разлагается: potei, «владыка» в звательном падеже, и прилагательное daon, «водный», «водяной» в звательном падеже, образованное от индоевропейского корня da-, danu-, указывающего на влагу и реку (ср. осет. Донбеттыра, наименования рек Дон, Днепр, Дунай). С расселением греческих племён на островах П. стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский П. неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях П.- коне и быке и предания о П., своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.
Архаические черты у олимпийского П. находят выражение в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему (Нот. II. XV 185 след., 194- 199). П. участвует в мятеже против Зевса, и его спасает от оков Фетида (I 398-400). Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подаёт попощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой враждой (XV 212-217). П. идёт на помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством (XIV 384-388). П. ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в своё время не заплатил ему и Аполлону обусловленной платы. П. наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасённой Гераклом (Apollod. II 5, 9).
Он один идёт против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема (Hom. Od. I 68-75), хотя Зевс уверен, что П. не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно (I 77-79). Однако П. не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры (V 291-319). П. яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу (IV 505-511). Трезубец П.- некий древний фетиш, наделённый магической силой. Именно в споре с Афиной П. выбивает трезубцем источник, даруя его жителям Аттики (Ovid. Met. VI 75-77). Но П. было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно (Нот. Od. XIII 162-164). П. не живёт на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах (V 381). П. мчится на колеснице, запряжённой длинногривыми конями, по морю (V 380). Морская тёмно-синяя бурливая волна и есть сам П., постоянно именуемый «синекудрым», «темно-власым» (Нот. II. XIV 390). Облик П. страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор (XIII 10-31). П.- супруг нереиды Амфитриты (Hes. Theog. 930). От неё у него сын Тритон — владыка морских глубин (XIII 931 след.). П.- отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон (Apollod. II 5, 9), Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик — от нимфы Мелии («ясеневой»; A poll. Rhod. II 1-3), великан Антей — от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев (Apollod. II 5, 11), разбойники Керкион (Hyg. Fab. 187) и Скирон (Apollod. epit. I 2); от медузы Горгоны у него Хрисаор («златомеч») и Пегас, выбивший копытом источник Гиппокрену (Hes. Theog. 280-283). Деметра в образе эринии родила от П. коня Арейона (Apollod. II 6, 8), что дополняет сведения о зооморфной сущности П. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра (Apollod. Ill I, 3-4). Однако были слабые попытки связать П. с героическим миром, хотя и здесь П. является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, П. вступил в брак с Тиро, породившей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора (Hom. Od. XI 241-254).
П. считается божественным отцом Тесея (Bacchyl. XVII 33-37), сына афинского царя Эгея. Доказывая своё божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем (Paus. I 17, 3; Bacchyl. XVII). Именно Тесей — героический сын П. убивает Минотавра — тоже сына П., только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья П.- Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179- 189), не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли П. можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эгина его вытеснил Зевс, с Наксоса — Дионис, из Дельф — Аполлон, из Трезена — Афина (Plut. Quest, conv. IX 6). Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки П. Гера забрала себе Аргос, за что П. наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили П. и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие,- остров Атлантида (Plat. Critias).
Культ П. связан с почитанием его как божества моря, источников (его эпитеты: Крену х, «держатель источника»; Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений. Страбон сообщает (I 3, 16), что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм П. Асфалию — «дарующему безопасность». П. почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным», и им обоим была посвящена сосна (Plut. Quest, conv. V 3, 1). Культ П. Гиппия — «конного» преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм П. Проклистия — «причиняющего наводнение* в память спора Геры и П., когда отвергнутый аргосцами П. наслал на Арголиду море (Paus. I 29, 4). На акрополе у святилища Эрехфея ещё во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем П. (Herodot. VIII 55). В Трезене, несмотря на поражение П. от Афины «могучей», почитают П. «царя» (Paus. II 30, 6). Там же храм П. Фитальмия в память бесплодия, посланного П. на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости П., прекратившего гнев (II 32, 8). Культ П. всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение.
П.- древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу.
В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Учёные записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72, с. 133-36; Schachermeyr F., Poseidon und die Entstehung des griechiechen Gotterglaubens, Bern, 1950; Rose Н. J.. Griechische Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961.
A. Ф. Лосев.
(Посейдаон) — один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи.
// Генрих ГЕЙНЕ: Посейдон // Н.А. Кун: ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯ
от владычицы морей Амфитриты: морское божество Тритон
от Галии: Рода и Тельхины
от богини земли Геи: Антей (убитый Гераклом)
от богини Деметры и Посейдон, принявших образ лошадей: волшебный конь Арейон
от Канаки: Эпопей, царь города Сикион
от нимфы Клеодоры: Парнас
от Ливии (дочери Эпафа): два сына-близнеца: Агенор и Бел, цари соответственно Финикии и Египта
от Лисианассы родился Бусирис, царь Египта (также убит Гераклом)
от нимфы Мелии: Амик, царь бебриков, убитый Полидевком
от Пирены: два сына, одного из них убила Артемида
от Тиро и Посейдона, принявшего образ ее возлюбленного Энипея: близнецы Нелей и Пелий
от нимфы Фоосы: циклоп Полифем
от Хионы, дочери Борея: Евмолп, фракийский царь
от Эфры, жены афинского царя Эгея: герой Тесей
Также : Отец морского божества Протея. Отец морского божества Главка. Отец Навсифоя. Отец фиванского царя Лика. Отец или дед Птерелая, царя племени тафийцев и телебов. Считался отцом Алоея, бога обмолоченного зерна. Считался отцом аргонавта Эргина. Возможно, отец царя Авгия.
Ему соответствует римский Нептун.
в греческой мифологии Крона и Реи, брат Зевса, бог морей и всех водоемов.
Статуя Посейдона из Ливадостро. Около 490 года до н.э.
Фидий и его ученики. Посейдон, Аполлон и Артемида. Деталь восточного фриза Парфенона. 447-432 годы до н.э.
Дети
- Тельхины. (версия)
- Цари Атлантиды. От Клито.
Итого ок.130 детей.
Убитые Посейдоном
- Амаранф с Евбеи. От волны.
- Ипполит. Бог послал быка, который испугал коней.
- Полибот (гигант).
- Эант Оилид.
- Народ флегиев.
- Эгеон (гигант).
- Эрехтей. Царь Афин.
External links
- Media related to Poseidon at Wikimedia Commons
- Theoi.com: Poseidon
Поклонение Посейдону
Посейдон был главный гражданский бог нескольких городов: в Афинах он уступал только Афине по важности, тогда как в Коринфе и многих городах Великой Греции он был главным богом полиса.
В своем добром аспекте Посейдон считался создателем новых островов и предлагал спокойное море. Когда его оскорбляли или игнорировали, он якобы ударял по земле его трезубец и вызвал хаотические источники, землетрясения, утопления и кораблекрушения. Моряки молились Посейдону о безопасном плавании, иногда топив лошадей, как жертвоприношение; таким образом, согласно фрагментарному папирусу, Александр Великий остановился на сирийском побережье перед решающей битвой при Иссе и обратился к молитвам, «призывая Посейдона морского бога, для которого h Он приказал бросить в волны колесницу с четырьмя конями.
Согласно Павсанию, Посейдон был одним из хранителей оракула в Дельфы до олимпийца Аполлон захватил власть. Аполлон и Посейдон тесно сотрудничали во многих сферах: например, при колонизации Дельфийский Аполлон давал разрешение выйти и поселиться, в то время как Посейдон наблюдал за колонистами на их пути и обеспечивал люстральной водой для фундамента. -жертва. Анабасис Ксенофонта описывает группу спартанских солдат в 400–399 гг. До н.э., поющих Посейдону гимн — своего рода гимн обычно поется для Аполлона. Подобно Дионису, воспламенившему менады, Посейдон также вызвал определенные формы психических расстройств. В тексте Гиппократа ок. 400 г. до н. Э. «О священной болезни» говорится, что его обвиняли в возникновении определенных типов эпилепсии.
Посейдону до сих пор поклоняются в современной эллинской религии, среди других греческих богов. Поклонение греческим богам признано греческим правительством с 2017 года.
Эпитеты
Дионис, Платон или скульптура Посейдона, раскопанная на вилле папирусов.
Общие эпитеты (или прилагательные), применяемые к Посейдону, — это Эносихтон (Ἐνοσίχθων) «Сотрясатель Земли» или «сотрясающий землю» и Энносигайос (Ἐννοσίγαιος), используемые Гомером в «Илиаде» и Ноннусом в Дионисийский. Из двух словосочетаний Enosichthon имеет более древнее свидетельство использования, так как оно обозначено в линейном письме B как 𐀁𐀚𐀯𐀅𐀃𐀚, E-ne-si-da-o-ne,
Эпитеты Ennosigaios (и Ennosidas), Gaiēochos (Γαιήοχος), Seisichthon, указывают на хтоническую природу Посейдона. В городе Эге в Эвбее он был известен как Посейдон Эгей, и у него был великолепный храм на холме, эпитеты, подобные Пелагею (Πελάγιος), «принадлежащему морю» в Ионии, Phykios (φύκιος), «полный водорослей» на Миконосе, «Kyanochetis», (κυανοχαίτης: «темноволосый», темно-синий цвет моря), указывает на то, что Посейдон считался господствующим над сушей, а также над морем.
Посейдон также был тесно связан с лошадьми, известными под эпитетом Гиппиос (ἲππειος), обычно в Аркадии. Его чаще считают укротителем лошадей, но в некоторых мифах он их отец, пролив свое семя на камень или спарившись с существом, которое затем родило первую лошадь. Он был тесно связан с пружинами, и ударом трезубца он создал пружины. Многие источники, такие как Гиппокрена и Аганиппа в Геликоне, связаны со словом лошадь (бегемоты). (также Glukippe, Hyperippe).
Некоторые другие эпитеты Посейдона:
- «Асфалей», (ασφάλεια: безопасность), как защитник от землетрясений.
- «Helikonios», ( Ελικώνιος), связанный с горой Геликон.
- «Таврей», (Ταύρειος: связанный с быком). В Эфесе был фестиваль «Таврея».
- «Петрайос» ((Πετραἵος): связанный со скалами) в Фессалии. Он ударился о скалу, и появился конь «Скифий».
- «Птортеион» (Πτορθείων), «проповедник растительности».
- «Эпоптис» (επόπτης: начальник) в Мегаполисе
- «Фикиос» (Φύκιος: связанный с водорослями) на Миконосе.
- «Фиталмиос» (Φυτάλμιοι) связан с растительностью в Тройцене, Мегара, Родос.
- Эпитеты, связанные с генеалогией деревья: «Патригиос», «Генетлий», «Генезиос», «Отец», «Фратриос».
- «Эпактей », что означает« бог, которому поклоняются на побережье », на Самосе.
Андреа Дориа как Нептун, Анджело Бронзино.
Рождение
Посейдон был вторым сыном Титанов Кроноса и Реи. В большинстве случаев Кронос проглотил его при рождении и позже спас вместе с другими своими братьями и сестрами Зевсом.
Однако в некоторых версиях этой истории он, как и его брат Зевс, не разделил судьбу других своих братьев и сестер, которых съел Кронос. Его спасла его мать Рея, которая скрыла его среди стада ягнят и притворилась, что родила жеребенка, которого она отдала Кроносу на съедение.
Согласно Джону Цецесу куротрофос, или кормилица из Посейдона был Арне, который отрицал, что знал, где он был, когда Кронос пришел искать; согласно Диодору Сицилийскому Посейдон был воспитан Телчинами на Родосе, так же как Зевс был воспитан Корибантами на Крите.
Согласно единственной ссылке в Илиаде, когда мир был разделен жребием на три, Зевс получил небо, Аид подземный мир и Посейдон
В «Одиссее» Гомера (Книга V, пер. 398) у Посейдона есть дом в Эге.
Основание Афин
Спор Минерва и НептунРене-Антуан Уасс (около 1689 или 1706)
Афина стала богиней-покровительницей города Афин после соревнование с Посейдоном. И все же Посейдон оставался сверхъестественным присутствием на Акрополе в форме своего суррогата, Эрехтея. На празднике растворения в конце года по афинскому календарю, Скира, жрецы Афины и жрец Посейдона обрабатывали под навесами в Элевсин. Они договорились, что каждый из них преподнесет афинянам по одному подарку, а афиняне выберут тот, который им больше нравится. Посейдон ударил трезубцем по земле, и из него поднялась пружина; вода была соленой и не очень полезной, тогда как Афина поднесла им оливковое дерево.
Афиняне или их царь Кекроп приняли оливковое дерево и вместе с ним Афину своим покровителем, ибо оливковое дерево принесло дерево, масло и пищу. После битвы, разгневанный своей потерей, Посейдон послал чудовищное наводнение на Аттическую равнину, чтобы наказать афинян за то, что они не выбрали его. Впадина, образованная трезубцем Посейдона и заполненная соленой водой, была окружена северным залом Эрехтейума, оставшимся открытым для воздуха. «В культе Посейдон отождествлялся с Эрехтеем», отмечал Уолтер Беркерт ; «миф превращает это во временно-причинную последовательность: в гневе на проигрыш Посейдон повел своего сына Эвмолпа против Афин и убил Эрефея»
Храм Посейдона на мысе Сунион, ок. 440 г. до н.э.
Соревнование Афины и Посейдона было предметом рельефов на западном фронтоне Парфенона, первой достопримечательности, которая встретила прибывшего посетителя.
Этот миф истолкован Робертом Грейвсом и другими как отражающий столкновение между жителями микенских времен и более новыми иммигрантами. Афины в период своего расцвета были значительной морской державой, однажды нанеся поражение персидскому флоту на острове Саламин в морском сражении.
Стены Трои
Посейдон и Аполлон, оскорбившие Зевса своим восстанием в плане Геры, были временно лишены своей божественной власти и отправлены служить королю Лаомедону Троянскому. Он приказал им построить огромные стены вокруг города и пообещал хорошо наградить их, но потом отказался выполнить это обещание. В отместку перед Троянской войной Посейдон послал морского монстра, чтобы атаковать Трою. Позже монстр был убит Гераклом.
Супругами и детьми
. Говорят, что у Посейдона было много любовников обоих полов (см. Расширяемый список ниже). Его супругой была Амфитрита, нимфа и древняя богиня моря, дочь Нерея и Дорис. Вместе у них был сын по имени Тритон, водяной.
Посейдон был отцом многих героев. Считается, что он стал отцом знаменитого Тесея.
Смертная женщина по имени Тиро была замужем за Кретеем (от которого у нее был один сын, Эзон ), но любил Энипея, речного бога. Она преследовала Энипея, который отказался от ее заигрываний. Однажды Посейдон, исполненный страсти к Тиро, замаскировался под Энипея, и от их союза родились герои Пелиас и Нелей, мальчики-близнецы. У Посейдона также был роман с Алопой, его внучкой от Серциона, его сына и короля Элевсина, породившего Аттика героя Гиппотун. Керсион похоронил свою дочь заживо, но Посейдон превратил ее в источник, Алопу, недалеко от Элевсина.
Море тиас, изображающее свадьбу Посейдона и Амфитриты, с Алтаря Домиция Агенобарба в Марсовом поле, барельеф, Римская республика, II век до нашей эры
Посейдон спас Амимону от распутного сатира, а затем родила от нее ребенка, Науплия.
Изнасиловав Кейнея, Посейдон выполнил ее просьбу и превратил ее в мужчину-воина..
Смертная женщина по имени Клейто когда-то жила на изолированном остров; Посейдон влюбился в смертного человека и создал жилище святилище на вершине холма недалеко от центра острова и окружил жилище кольцами вода и земля, чтобы защитить ее. Она родила пять пар мальчиков-близнецов; первенец, Атлас, стал первым правителем Атлантиды.
Не все дети Посейдона были людьми. В архаическом мифе Посейдон однажды преследовал Деметру. Она отвергла его ухаживания, превратившись в кобылу, чтобы она могла спрятаться в табуне лошадей; он разглядел обман и стал жеребцом и схватил ее. Их ребенком была лошадь, Арион, которая могла говорить по-человечески. Посейдон также изнасиловал Медузу на полу храма Афине. Затем Медуза была превращена в монстра Афиной. Когда позже ее обезглавил герой Персей, Хрисаор и Пегас появились из ее шеи.
Среди его других детей Полифем (Циклоп ) и, наконец, Алебион и Бергион и Отос и Эфиальт (великаны ).
Философ Платон, по мнению его собратьев древних греков, проследил его происхождение до морского бога Посейдона через его отца Аристона и его мифических предшественников, царей-полубогов Кодр и Мелант.
Список супругов и детей Посейдона
Его супругами называют: Амфитриту, Берою, Ливию.
Его отвергли: Астерия (версия), Гестия, Коронида (ставшая вороной), Фетида.
- Диопатра (офрийская нимфа).
- Евбея. По версии, мать куретов и корибантов.
- Кенида (дочь Элата). Посейдон превратил её в мужчину.
- Скилла.
- Фия.
- Также его возлюбленным именуется Пелоп.
- принял облик быка, когда возлег с Арной
- облик коня — с Деметрой
- облик речного бога Энипея — с Ифимедеей
- барана — с Феофаной
- птицы — с Медузой Горгоной
- дельфина — с Меланфией
- Алопа
Американская
- Асинтмах, атабаскская богиня земли и природы, и первая женщина, ступившая по земле
- Нген, Мапуче духи природы
- барон Самеди, лоа мертвых
- Большой Буа, лоа связанный с деревьями, растениями и травами
- Л’инглесоу, лоа, живущий в дикой природе Восток Гаити и убивает любого, кто его оскорбляет
- Локо, лоа, связанный с целителями и растениями, особенно деревьями
Бронзовый век Греция
Посейдон, Музей Паэльи
Посейдон в Дворец Кадриорг, Таллинн
Линейные надписи B (микенские греческие)
Если сохранившимся глиняным табличкам с линейным письмом B можно доверять, то имя po-se-da-wo-ne («Посейдон») встречается чаще, чем di-u-ja («Зевс»). Также обнаружен женский вариант, po-se-de-ia, что указывает на потерянную богиню-супругу, фактически предшественницу Амфитриты. Посейдон часто носит титул ва-на-ка (wanax) в надписях линейным письмом B, как царь подземного мира. На хтоническую природу Посейдона-Ванакса также указывает его титул E-ne-si-da-o-ne в микенских Knossos и Pylos, мощный атрибут (землетрясения сопровождали крах минойской дворцовой культуры ). В пещере Амнис (Крит) Энесидаон связан с культом Элейфии, богини деторождения. Она была связана с ежегодным рождением божественного ребенка. В бронзовом веке богиня природы доминировала как в минойском, так и в микенском культах, а Ванакс (ва-на-ка) была ее мужским компаньоном (паредрос) в микенском культе. Возможно, что Деметра появляется как Da-ma-te в надписи на линейном письме B (PN EN 609), однако интерпретация до сих пор оспаривается.
В надписях на линейном письме B, найденных на Пилосе, E-ne-si-da-o-ne связано с Посейдоном, а Si-to Po-tini-ja, вероятно, связано с Demeter. Таблички из Пилоса записывают жертвенные товары, предназначенные для «Двух цариц и Посейдона» («Две королевы и король»: ва-на-сои, ва-на-ка-те). «Две королевы» могут быть связаны с Деметрой и Персефоной или их предшественниками, богинями, которые не были связаны с Посейдоном в более поздние периоды.
Аркадские мифы
Ярким исключением является архаичный и локализованный миф о жеребце Посейдоне и кобыле Деметре в Фигалии в изолированной и консервативной Аркадии, отмеченной Павсанием (II век нашей эры) как имеющая впал в desuetude; жеребец Посейдон преследует кобылу — Деметру, и от союза она рожает коня Ариона и дочь (Деспоина ), которая, очевидно, тоже имела форму кобылы. Нарушенной Деметрой была Деметра Эринис (в ярости). В Аркадии кобылеце Деметры поклонялись в исторические времена. Ее ксоанон из Фигалеи показывает, как местный культ интерпретировал ее как богиню природы. Тип Медузы с головой лошади со змеиными волосами, держащей голубя и дельфина, вероятно, олицетворяющей ее власть над воздухом и водой.
Азиат
- Притхви или Бхуми, богиня, считающаяся Матерью-Землей. Санскритское название «Земля»
- Агни, бог огня
- Варуна, бог океанов
- Ваю, бог ветра
- Индра, бог дождь, молнии и громы
- Араньяни, богиня лесов и животных, обитающих в них
- Ирпитига, владыка земли
- Саррума, бог гор
Японская мифология
- Дангун, бог-король Годжосона, бог горы
- Доккаэби, природные духи
- леди Сасо, богиня горы
- Джачонби, богиня зерна, земледелие культура, урожай, рост и питание
- Чонгюн Моджу, мать Суро из Кымгван Гая и Иджинаши из Тэгая, богиня горы
- Джик, бог зерна
- Са, бог земли
- Сансин, местные горные боги
- Абу, младший шумерский бог растений
- Даму, шумерский бог растительности и возрождения
- Эмеш, шумерский бог растительности
- Кишар, аккадский богиня, олицетворяющая землю
- Нингал, шумерский богиня тростника
- Нинхурсаг, шумерская богиня-мать, связанная с землей и плодородием
- Нингикуга, шумерская богиня тростника и болота
- Нинсар, шумерская богиня растений
- Уа -Илдак, вавилонская и аккадская богиня, ответственная за пастбища и тополя
Персидская мифология
- Амихан, тагальский бог сезон дождей
- Апунг Синукуан (Мария Синукуан), Капампанган горная богиня, связанная с горой Араят
- Даянг Масаланта (Мария Макилинг), тагальская горная богиня, связанная с Гора Макилинг
- Майари (Булан), богиня луны
- Кан-Лаон, Висаян бог времени, связанный с вулканом Канлаон
- Тала, тагальская богиня утренней и вечерней звезды
- Индо ‘Онгон-Онгон, богиня землетрясений
- Понг Бангай ди Ранте, богиня земли
Европейская
- Медейна, литовская богиня лесов, деревьев и животных
- Zemes māte, богиня земля
- Абноба, галльская богиня, связанная с лесами и реками
- Артио, галльская богиня-медведица пустыни
- Ардуинна, богиня из Арденн лесной области, представленной как охотница
- Цернуннос, рогатый бог, связанный с рогатыми самцами животных, продукцией и плодородием
- Друантия, гипотетический галльский богиня деревьев, предложенная Робертом Грейвсом в его исследовании 1948 года Белая Богиня ; популярный у неоязычников.
- Нантосуэльта, галльская богиня природы, земли, огня и плодородия
- Сукелл, бог земледелия, лесов и спиртных напитков
- Виридиос, бог растительности, возрождения и земледелия, возможно, родственник Зеленого Человека
- кельтской богини, защищающей животных и природу
- Человек яблони, дух самого старого яблока дерево в саду, из сидра региона Сомерсет.
- Churnmilk Peg, женского духа-хранителя зарослей незрелых орехов. Она препятствует тому, чтобы непослушные дети собирали их, прежде чем они смогут быть собраны. Мелш Дик является ее двойником-мужчиной и выполняет ту же функцию. Соответственно, они происходят из традиций Западного Йоркшира и Северной Англии.
Этрусской мифологии
- Мланде, бог земли
- Мланде-Ава, богиня земли
Грузинская мифология
- Остре или Остара, богиня весны
- Нертус, богиня земли, которую римляне называли Terra Mater.
Греческая мифология
- Йоро, олицетворение земли. Она исландская версия Фьёргина и мать Тора
- Идунн, богини весны, охранявшей яблоки, которые сохраняли вечную молодость богов; жена бога Браги
- Фьёргюн, женское олицетворение земли. Она также является матерью богини Фригг и, очень редко, матерью Тора
- Фрейи, богини плодородия, золота, смерти, любви, красоты, войны и магии
- Фрейр, бог плодородия, дождя, солнечного света, жизни и лета
- Скади, богиня гор, лыж, зимы, стрельбы из лука и охоты
- Сиф, богиня земли, плодородия, и урожая
- Тор, бог грома, молнии, погоды и плодородия
- Улль, бог охоты, стрельбы из лука, лыжного спорта и гор
- Ньорд, бог море, рыболовство и плодородие
- Ран, богиня моря, штормов и смерти
- Ра, Скогсро, Хулдра, красивая лесная женщина-дух, заманивает мужчин до смерти, заставляя их влюбляться и жениться на них
- Нёккен, мужской дух воды, заманивает глупых детей в озера в самых глубоких и темных частях озер
- Эльф, красивое, похожее на фею существо, живущее в лесу
Римская мифология
- Берстук, злой Вендиш бог леса
- Ярило, бог растительности, плодородия, весны, войны и урожая
- Леший, божество-покровитель лесов.
- Поревит, бог леса, который защищал заблудших путешественников и наказывал тех, кто плохо обращался с лесом
- Порвата, польский бог лесов
- , польский бог лесов, для которого мох был священным
- , польский бог благословений лугов и полей
- Велес, бог земли, вод и подземного мира
- Мокошь, восточнославянский женский бог природы
Эпитеты Посейдона
С ним отождествляется Фагимасад.
Происхождение
Похоже, что аркадский миф связан с первые люди, говорящие на греческом языке, которые вошли в регион в бронзовом веке. (Линейное письмо B представляет собой архаический греческий диалект). Их религиозные верования смешивались с верованиями коренного населения. Возможно, греки не принесли с собой других богов, кроме Зевса, Эоса и Диоскуроя. Лошадь (numina ) была связана с жидкой стихией и с подземным миром. Посейдон появляется в виде зверя (коня), который является речным духом подземного мира, как это обычно происходит в североевропейском фольклоре, а не в Греции. Посейдон «Ванакс» — мужчина-компаньон (паредрос) богини природы. В относительном минойском мифе Пасифа спаривается с белым быком, и она несет гибридное существо Минотавр. Бык был старым доолимпийским Посейдоном. Богиня природы и ее паредро выжили в элевсинском культе, где были произнесены следующие слова: «Могущественная Потния родила сильного сына»
. В микенской культуре, сильно зависящей от моря, нет достаточных доказательств того, что Посейдон был связан с морем. Мы не знаем, была ли «Поседея» морской богиней. Гомер и Гесиод предполагают, что Посейдон стал владыкой моря после поражения своего отца Кроноса, когда мир был разделен по жребию между тремя его сыновьями; Зевсу было дано небо, Аиду — подземный мир, а Посейдону — море, а Земля и гора Олимп принадлежали всем трем. Вальтер Буркерт предполагает, что эллинское культовое поклонение Посейдону как богу-коню может быть связано с появлением лошади и боевой колесницы из Анатолии в Греции около 1600 г. до н.э.
Есть свидетельства того, что когда-то Посейдону поклонялись как лошадь, и это очевидно из его культа в Пелопоннесе. Однако некоторые древние писатели считали, что изначально он был богом воды, и поэтому он стал «сотрясателем земли», потому что греки считали, что причиной землетрясений было размывание скал водами, реками, которые они видели, как они исчезли в земле, а затем снова взорвались. Это то, во что верили натурфилософы Фалес, Анаксимен и Аристотель, что, возможно, было похоже на фольклорное верование.
В любом случае, раннее значение Посейдона все еще можно увидеть в Гомере Одиссее, где именно Посейдон, а не Зевс является главным двигателем событий. В Гомере Посейдон — властитель моря.
Камея, изображающая Посейдона как гимназиарха Истмийских игр (Художественно-исторический музей )
Этимология
Самое раннее засвидетельствованное появление имени, записанного на линейном письме B, — это 𐀡𐀮𐀆𐀃 Po-se-da-o или 𐀡𐀮𐀆𐀺𐀚 Po-se- da-wo-ne, которые соответствуют Ποσειδάων (Посейдаан) и Ποσειδάϝονος (Посейдавонос) в микенском греческом ; в гомеровском греческом оно появляется как Ποσειδάων (Посейдайн); в Aeolic как Ποτειδάων (Poteidaōn); и в дорическом как Ποτειδάν (Poteidan), Ποτειδάων (Poteidaōn) и Ποτειδᾶς (Poteidas). Форма Ποτειδάϝων (Poteidawon) появляется в Коринфе. Культовый титул Посейдона в линейном письме B — E-ne-si-da-o-ne, «сотрясатель земли».
Происхождение названия «Посейдон» неясно. Одна теория разбивает его на элемент, означающий «муж» или «господин» (греч. Πόσις (posis), от PIE * pótis), и другой элемент, означающий «земля» (δᾶ (da), дорический для γῆ (gē)), производя нечто вроде владыки или супруги Да, то есть земли; это свяжет его с Деметрой, «матерью-землей». Уолтер Беркерт считает, что «второй элемент δᾶ- остается безнадежно двусмысленным», и находит, что «муж Земли» читает «совершенно невозможно доказать ». Согласно Роберту Бикесу из Этимологического словаря греческого языка, «нет никаких указаний на то, что δᾶ означает« земля »». хотя корень da появляется в линейном письме B надпись E-ne-si-da-o-ne, «сотрясатель земли».
Другая, более правдоподобная теория интерпретирует второй элемент в связи с (предполагаемым) дорическим словом * δᾶϝον dâwon, «вода», протоиндоевропейским * dah₂- «вода» или * dʰenh₂- «бегать, течь», санскрит दन् dā́-nu- «жидкость, капля, роса «и названия рек, такие как Дунай (< *Danuvius) or Дон. Это сделало бы * Посей-дауна властелином вод. Похоже, что Посейдон изначально был богом вод. также существует вероятность того, что это слово имеет догреческое происхождение. Платон в своем диалоге Кратил приводит две традиционные этимологии: либо море сдерживало Посейдона, когда он шел как «нога-связь» (ποσίδεσμον), или он «много знал» (πολλά εἰδότος или πολλά εἰδῶν).
По крайней мере, несколько источников считают Посейдона «доэлленом» (т.е. пеласгиан ) слово, считая индоевропейскую этимологию «совершенно бессмысленным».
Название фризского и скандинавского ian бог Фосит или Форсети, почитаемый на острове Гельголанд, возможно, произошел от Посейдона. По словам немецкого филолога Ганса Куна, германская форма * Fosite лингвистически идентична греческому Посейдону. Римские алтари, посвященные Посейдону, были найдены в районе Среднего Рейна.
В литературе и искусстве
Нептун и Амфитрит Иаков де Гейн II (конец 1500-х гг.)
В греческом искусстве Посейдон едет на колеснице, которая была тянутся гиппокампом или лошадьми, которые могли ездить по морю. Он был связан с дельфинами и трехзубыми рыбами копьями (трезубцами ). Он жил во дворце на дне океана, сделанном из кораллов и драгоценных камней.
. В Илиаде Посейдон благоволит грекам, и на нескольких повод принимает активное участие в борьбе с троянскими силами. Однако в Книге XX он спасает Энея после того, как троянский принц был повержен Ахиллом.
. В Одиссее Посейдон известен своей ненавистью к Одиссею., который ослепил сына бога, Циклоп Полифем. Вражда Посейдона на долгие годы не позволяет Одиссею вернуться домой на Итаку. Одиссею даже говорят, что, несмотря на его окончательное безопасное возвращение, для умиротворения гнева Посейдона потребуется еще одно путешествие с его стороны.
В Энеиде Нептун все еще недоволен бродячими троянцами, но не так мстителен, как Юнона, а в Книге I он спасает троянский флот от попытки богини разрушить его, хотя его основная мотивация для этого — его раздражение тем, что Юнона вторглась в его владения.
Гимн Посейдону, включенный в Гомеровские гимны, представляет собой краткое обращение, вступление из семи строк, в котором бог рассматривается как «движитель земли и бесплодного моря, бог глубин». который также является владыкой Геликона и широких Эги, и указывает на его двойную природу как олимпийца: «укротитель лошадей и спаситель кораблей»
Посейдон. появляется в Перси Джексон и олимпийцы как отец Перси Джексона и Тайсона Циклоп. Он также появляется в телесериале ABC Once Upon a Time в качестве приглашенной звезды второй половины четвертого сезона, которого играет Эрни Хадсон. В этой версии Посейдон изображается как отец морской ведьмы Урсулы..
Повествования
Мифы о Посейдоне в рассказах рассказчиков
Bibliography of reconstruction:
Gallery
- Poseidon holding a trident. Corinthian plaque, 550-525 BC. From Penteskouphia.
- Poseidon on an Attic kalyx krater (detail), first half of the 5th century BC.
- Triumph of Poseidon and Amphitrite showing the couple in procession, detail of a vast mosaic from Cirta, Roman Africa (ca. 315–325 AD, now at the Louvre )
- Poseidon and Athena battle for control of Athens by Benvenuto Tisi (1512)
Statues
- Poseidon statue in Gothenburg, Sweden.
- Poseidon statue in Prešov, Slovakia
- Poseidon statue in Bristol, England.
- The Neptunbrunnen fountain in Berlin
- Poseidon sculpture in Copenhagen, Denmark
Ему посвящены XXII гимн Гомера и XVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Троянки», комедии Аристофана «Птицы».
Повелитель Посейдон появляется в серии фантастических романов американского писателя Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы»