Игра – викторина
«К землетрясению готовы!»
для учащихся 6 – 7 классов
контроль знаний, умений и навыков учащихся по темам «Землетрясения», и «Вулканы».
карточки с заданиями и кроссвордом, медицинская аптечка, физическая или тектоническая карта мира.
В игре участвуют все учащиеся класса, разделенные на 3 – 4 команды.
Ведущим является учитель, задания оцениваются по пятибалльной системе.
Каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с одним из самых опасных природных явлений – землетрясением.
5. Мера общей энергии сейсмических волн. (
6. Одна из внутренних оболочек планеты Земля. (
7. Форма рельефа Земли, где наиболее часты землетрясения. (
8. Чашеобразное углубление на вершине горы вулканического происхождения.
2. Повторим географию.
Учащимся необходимо показать на физической (или тектонической) карте Земли сейсмоопасные районы. Путём жеребьевки определяется очередность выполнения задания командами.
3. Опасность вулканов и землетрясений.
Командам предлагаются тестовые задания. Задача участников – выбрать правильный вариант ответа.
1. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
А) палящие лавины;
Б) раскаленные потоки лавы;
В) тучи пепла и газов;
Г) водяные и грязекаменные потоки. (Правильный ответ: в)
2. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:
А) укрытие в убежищах;
В) использование средств индивидуальной защиты;
Г) движение в сторону от движущихся лавовых потоков. (Правильный ответ: б)
А) под столом;
Б) на лестнице;
В) в проеме двери. (Правильный ответ: в)
А) только по лестнице;
Б) на лифте быстрее всего;
Г) по пожарной лестнице (Правильный ответ: а)
А) 50 метров;
Б) ½ высоты здания;
В) на высоту здания. (Правильный ответ: б)
А) хлопанье дверей;
Б) звон стекол и посуды;
В) скрип дверей;
Г) качание люстры;
Д) дрожь воды в стакане. (Правильный ответ: б,г,д)
Учащимся раздаются карточки, в которых описаны фрагменты действий в случае возникновения землетрясения. Учащимся необходимо найти ошибки и предложить правильный вариант действий.
Г) по пожарной лестнице.
Игра: «Марафон безопасности»
(для учащихся 7-8-х классов)
учитель ОБЖ и
МОУ КСОШ «Радуга».
обобщение и систематизация знаний учащихся по безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера.
закрепление навыков и умений, полученных в процессе обучения на уроках ОБЖ, развитие мышления, способности быстро ориентироваться в предложенных ситуациях, воспитание готовности к действию в любых чрезвычайных ситуациях природного характера.
карточки с заданиями для конкурсов, кроссворд с вопросами на листах формата А4, карточки с «+» и «0» на отдельных листах для каждой команды, шины медицинские, жгут резиновый медицинский, бинты.
усилитель, магнитофон, микрофон, колонки.
В игре участвуют учащиеся восьмых классов, разделенные на 3 – 4 команды по 6 человек. Остальные ребята могут быть зрителями, болельщиками своих команд.
Ведущим является учитель. Задания оценивает жюри, состоящее из учащихся десятых – одиннадцатых классов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов является победителем марафона.
Форма проведения внеклассного мероприятия
Правила нашей игры просты. Достаточно раскрутить волчок, чтобы, когда он остановился, стрелка указала на нужный сектор с заданием.
Далее даны этапы проведения мероприятия. В зависимости от того, сектор с каким названием выпадает команде, то задание и выполняют учащиеся. Если команда затрудняется с ответом, помогают другие команды, зарабатывая себе дополнительные баллы.
Участникам задают вопросы, записанные на карточках. Команда должна в течение минуты подготовить и предоставить четкий ответ на него.
1. Наводнение застало вас врасплох. Ваши действия?
2. Во время уроков вы почувствовали подземные толчки. Что вы будете делать?
3. В дороге вас застал сильный ураган. Что вы предпримите?
4. На многолюдной улице города вас застала врасплох сильная гроза со шквальным
ветром. Как вы будете вести себя в этой ситуации?
5. Приехав в горы, вы попали в район схода оползня. Как избежать опасности в этом
6. Во время похода в лес вы почувствовали запах дыма. Как вы будете действовать в этом случае?
В качестве задания команде – участники представляют небольшую театральную постановку на тему: например: подготовка к эвакуации, приближающееся наводнение, угроза повторного землетрясения, снежные заносы, лесной пожар.
Команде необходимо ответить на вопросы, связанные с историей стихийных бедствий. Ответ на вопрос должен прозвучать через минуту.
1. В 1911 году на реке Муграб (Таджикистан) в горах Памира в результате стихийного бедствия образовалось Сарезское озеро, глубине которого достигает 500 метров. Какие природные явления привели к образованию этого озера?
(Вначале было землетрясение, а потом обвал.)
2. С 16 на 17 июня 1839 года жители села Федоровка были разбужены необычным явлением. Стены их домов шатались, земля содрогалась и вспучивалась, а из её недр несся глухой гул. Выбежав на улицу, они увидели, что деревья вместе с участком берега движутся к Волге. Заметное движение земли продолжалось трое суток. Что это было за стихийное бедствие? (
3. Это стихийное бедствие возникло в грозовом облаке 29 июня 1904 года и двинулось в сторону Москвы, разрушив по пути несколько селений, повредив дома в Лефортово, повалив большие деревья в Сокольниках. Все, что попадалось на его пути, было поднято в воздух. На какое-то время было обнажено дно Москвы-реки. Что это было за стихийное бедствие? (
Сектор: «Да» или «Нет».
Участникам необходимо утвердительно или отрицательно ответить на вопрос ведущего и аргументировать свой ответ.
Сектор: «Собери цепочку».
Команда получает конверт, в котором на карточках описаны действия людей во время наводнения, смерча и урагана. Задача — расположить их в правильном порядке. Время на выполнения – две минуты.
1. Действия людей во время смерчей и ураганов.
Услышав сигнал «Внимание всем» включите теле- и
радиоаппаратуру и выслушайте рекомендации
Закройте и укрепите двери и окна, чердаки и вентиляционные отверстия.
Подготовьте запасы продуктов питания и воды.
Уберите с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть
подхвачены воздушными потоками.
Отключите газ, воду, электричество.
Возьмите с собой необходимые вещи и документы.
Укройтесь в подвале или защитном сооружении.
2. Действия людей при угрозе и возникновении наводнения.
При получении сигнала об угрозе возникновения наводнения подготовить документы, ценные вещи, медикаменты, запас продуктов. Необходимые вещи уложить в специальный чемодан или рюкзак.
Перенести имущество и материальные ценности в безопасное место (чердак крыша) или уложить их повыше (на шкафы, антресоли).
Изучить пути эвакуации, возможные границы затопления, а также места расположения сборного эвакуационного пункта.
Ознакомиться с местонахождением лодок, плотов на случай внезапного и бурно развивающегося наводнения.
Во время наводнения:
а) если наводнение застало врасплох:
Подняться на верхний этаж здания, чердак или крышу, либо на возвышенный участок
местности, имея с собой предметы, пригодные для самоэвакуации (автомобильную камеру, надувной матрац и т. п.), а также для обозначения своего местонахождения (яркий кусок ткани, фонарик).
До прибытия помощи оставайтесь на месте, подавая знаки о помощи.
Самоэвакуацию на незатопленную территорию производить только в крайних случаях: для оказания неотложной мед. помощи пострадавшим, при отсутствии воды и продуктов питания, угрозе ухудшения обстановки или утраты уверенности в получении помощи со стороны.
б) если вы в доме:
Слушайте радио, чтобы получить известия о развитии событий.
Предупредить соседей и помочь детям, старикам, инвалидам.
При наличии времени, выключить газ, электричество,
закрыть плотно окна и двери.
Взять с собой только самые необходимые вещи: пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку, трёхдневный запас продуктов, постельное бельё и
туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви.
Покинуть дом, как только будет получено распоряжение об эвакуации.
Сектор: «Крестики — нолики».
Команде дается по рисунку крестика и нолика на разных карточках. Учитель произносит фразу, учащиеся совещаются 5 секунд и поднимают крестик, если согласны с высказыванием учителя, или нолик, если не согласны. Все правильные ответы у группы фиксируются на доске. Максимальное количество набранных в этом конкурсе баллов – 8, по одному за каждый правильный выбор.
Сектор: «Лабиринт безопасности».
Что такое «лабиринт»? Лабиринт – это запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом. В этом секторе вам предлагается разгадать кроссворд. Время на выполнения задания – десять минут.
Обожженное место на теле. Самодельное приспособление для ловли рыбы.
Средство транспортировки пострадавшего. Способ получения огня. Средство защиты органов дыхания. Полное или частичное нарушение целостности кости.
Величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо. Важнейший фактор, без которого существование человека невозможно. Линейный ориентир в лесу.
Бытовой источник ренгеновского излучения. Место, где происходят лавины, оползни, сели. Документ, который должен иметь при себе каждый эвакуированный. Гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоёмах. Часть лица, защищаемая при пожаре специальным щитком. Предмет, по которому поступает вода во время пожара.
Один из природных ориентиров при определении сторон горизонта. Мероприятие по спасению людей с места пожара. Очень яркий и интенсивный огонь. Грязевые потоки с гор. Специфическое явление, происходящее в определенных участках земной коры. Официальный нормативно-правовой документ. Самое распространённое стихийное бедствие. Крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб. Толстая резиновая лента, используемая для остановки кровотечения. Животное, помогающее находить и спасать людей во время бедствий. Стихийное бедствие, возникающее в горах. Опухоль, вследствие скопления жидкости в тканях. Частица горящего или раскаленного вещества.
Ответы. По горизонтали: 4. Ожог. 6.Острога. 7.Носилки. 8.Мухомор. 9.Ручей. 11. Венозная. 12. Трение. 13. Смерч. 14. Противогаз. 16. Перелом. 17. Температура. 20. Вода. 21. Просека. 23. День. 25. Телевизор. 26. Горы. 28. Паспорт. 30. Буря. 31. Наводнение. 35. Команда. 36. Глаза. 37. Рукав.
1. Солнце. 2.Восток. 3.Эвакуация. 5.Пламя. 10. Тол. 11. Вето. 13. Сель. 15. Землетрясение. 18. Устав. 19. Пожар. 22. Катастрофа. 24. Жгут. 27. Собака. 29. Лавина. 32. Отёк. 33. Искра. 34. Навес.
Пока команда разгадывает кроссворд, предлагается задание для болельщиков. Они могут пополнить копилку баллов своей команды, поучаствовав в следующем конкурсе.
Учащиеся должны исполнить «Частушки безопасности» на любой частушечный мотив.
1. Ой, канава, ты, канава,
Что за враг тебя копал?
Я недавно шел к обеду,
2. Шину быстро наложили,
Тут, браток, до смеха ли.
И по вызову «03»
За мной приехали врачи.
3. Раз я бросил под окно
Петарду – завертелась.
Вдруг крыша загорелась.
4. Ой, досада, ой, досада,
Растереть их тканью нужно-
Мой совет послушай.
5. Я по улице бегом,
Вдруг поранился стеклом.
Лёня кровь остановил,
Жгут выше раны наложил.
6. Два дружка на лёд ходили,
Не успели даже охнуть-
Под лёд провалились.
7. Загорелась наша школа
Я скорей бежать до дома.
Паника — страшней огня!
8. За полянкой ручеёк,
Брал я воду на чаёк.
Надо воду кипятить!
Чтоб инфекций не схватить.
9. Без панамы загорал,
Тепловой хватил удар.
Вот с компрессом я лежу
И врача прихода жду.
10. В нашей речке нет каменьев,
Только жёлтые пески.
Никогда, друзья, не будем
Заплывать через буйки.
11. Друг Валера к чтенью книг
Если б лёжа не читал,
Зренье б не потерял.
12. На прогулке у реки
Мы костёр с друзьями жгли.
Если правила выполнять,
То ожогам не бывать.
13. ОБЖ мы изучаем,
Очень любим, сей предмет.
Эти знания применяем,
Их расскажем на весь свет.
Ну а вам слабо иль нет.
На этом этапе команда должна ответить на тесты по медицинской подготовке и продемонстрировать навыки оказания первой медицинской помощи: иммобилизация поврежденной конечности (голени), остановка кровотечения (повреждена артерия в локтевом суставе), перевязка при ранении грудной клетки.
А) эластичный бинт; Б) марлевый (плоский) бинт;
В)косыночную повязку; Г)индивидуальный перевязочный пакет.
А) более широкой части тела; Б) более узкой части тела;
В) на средней, не очень широкой и не очень узкой части тела.
А) два сустава (выше и ниже перелома); Б) три сустава;
В) два или три, в зависимости от наличия шин или подручных материалов.
4. Оказывая первую медицинскую помощь пострадавшему при закрытом переломе, необходимо:
А) снять с пострадавшего одежду; Б) одежду снимать не надо.
В) освободить от одежды только то место, где имеется перелом;
После этого команды выполняют приемы по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему: — Иммобилизация поврежденной конечности (голени);
— Остановка кровотечения (повреждена артерия в локтевом суставе);
— Сделать перевязку при ранении грудной клетки.
В конце игры жюри и учитель подводят итоги по марафону. Команда, занявшая первое место, награждается грамотой и орденом «Отличник ОБЖ», а остальные команды награждаются грамотами согласно занятых мест.