Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро

Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро Землетрясения

Термин тектоника происходит
от др.-греч. τεκτον (tektos)
— строить, возводить, что в дословном
переводе означает «устроение».

В отношении искусства (или
в целом эстетики)
тектоника может быть названа видимой
конструкцией целого,
выраженной через членение и
соотношение конструктивных (несущих)
частей художественной или архитектурной
формы.

Отсюда, понятие тектоничность —
есть одно из важнейших свойств,
определяющих степень (или зримость)
отражения на поверхности формы её
конструктивной основы. « Тектоничное
произведение» в своём максимальном
выражении имеет вид почти голой
конструкции, к примеру, именно такого
направления в качестве идеального
образца придерживается конструктивизм и
близкие ему течения (такие
как футуризм, кубизм или супрематизм).

В индустриальной,
коммуникационной и даже парадной
архитектуре второй половины XX
века сугубая тектоничность формы здания, моста или
иного объекта часто выражала себя также
в прямой форме, когда основные несущие
конструкции (опоры, балки или
подвесы) выходили на поверхность
сооружения и составляли характерную
основу её внешнего облика.

Равным образом тектоника
может находить своё выражение и через
свойства материала,
из которого построено целое.

Тектоника в искусстве
является понятием близкородственным,
но более частным и узким, чем архитектоника,
которая проявляет себя прежде всего
через ясно выраженное членение и
соотношение частей целого: не только
конструктивных, но и внешних. Однако,
и тот, и другой термин проник именно
из архитектуры.

В древне-русском языке
тектоника (через греческое заимствование)
проявила себя в названии
профессии плотник (тектонъ).
Также и в Римской
империи профессия тектор (лат. tector)
имела сугубо строительное значение
— маляр или штукатур. Оба
этих строительных занятия равным образом
имеют отношение к внешности художественного
целого.

Тектоника — является
достаточно важной дисциплиной в
промышленном и художественном дизайне. Именно
она определяет, насколько форма изделия
должна соответствовать его конструкции
(или внутренней структуре), а
также технологии изготовления
и природе материала. Также тектоника
обуславливает связь важнейших
характеристик промышленного изделия —
его конструктивной основы и формы во
всех её сложных проявлениях (например,
в пластике, пропорциях, повторах,
характере и т.д.)

Необходимо различать два похожих понятия
— «атектоничность» и «антитектоничность».
Атектоничность — это просто отсутствие
тектоники, неважно, осознанное оно или
бессознательно-спонтанное. Антитектоника
— это, напротив, целенаправленное
разрушение тектоники.

Понятия тектоника и антитектоника применимы
не только в архитектуре, но и
в живописи, графике, скульптуре и,
конечно, дизайне.

Тектоничность в живописи — это
использование особенности материала.
Например, в акварели — ее прозрачности
и водянистости, а в масле — плотности
и непрозрачности. Акварель ложится на
бумагу, не создавая выпуклый рельеф,
масло может быть выпукло-рельефным.
Кроме того, тектоничность и живописи —
это еще строгое соответствие символике
образа и ясность структуры композиции.
Тектоничность в графике — это максимальное
использование возможностей графического
материала. Например, прозрачность штриха
карандаша, разнообразие толщин линии,
фактурность тона пятна и т. д. в сочетании
с конструктивностью анализа формы.
Тектоничность в скульптуре — использование
особенностей и свойств материала в
сочетании с художественной образностью.
К примёру, глина — мягкая, податливая
и пластичная — может сохранить полученные
формы в результате обжига.

Тектоничность отсутствует, если свойства
материала не учтены и не выявлены.
Например, если в глине сымитировать
картонную посылочную коробку, со всеми
штампами и пломбами так, чтобы никто не
догадался, что эта коробка не картонная,
а глиняная. Или для создания модели
машины использовать не металл, а
глазурованный фаянс. Это примеры
разрушения тектоники.

Для дизайна интерьера
понятия тектоника и антитектоника очень
важны, так как именно от них зависит,
какие общие ощущения будет вызывать
интерьер: стабильности или, наоборот,
разрушенной архитектуры.

ТЕКТОНИКА В
ДИЗАЙНЕ — закрепленное
в форме дизайнерского объекта
опосредованное представление о
закономерностях его функционально-конструктивного
решения, своего рода «изображение»
напряженности состояния некоей
целостности, иллюстрирующей логику и
устойчивость его конструктивной,
функциональной или визуальной структуры.

Тектонические особенности
объектов дизайна определяются двумя
группами обстоятельств: объективными
особенностями
функционально-технической компоновки объекта
(принципы технического решения, его
эффективность, новизна, рациональность
конструкций и т.д.) и нацеленностью
визуальных предложений (композиционная
структура, цветовая гамма, выразительность
формы и пр.). Оба ряда обстоятельств в
общем решении могут действовать заодно,
вступать в противоречия, даже отрицать
друг друга – от чего будут зависеть
конечный результат усилий по тектонической
организации объекта проектирования и
его эстетическая выразительность.

Тектоника в дизайне как
художественное средство дизайн-проектирования
есть синтез трех начал: выражения в
форме изделия работы материала и
конструкций; отражения в творческом
методе автора культурно-исторических
представлений о выразительности
«языка» тектонических форм; понимания
тектоничности как символа целостности формы
изделия (поскольку именно тектонический
образ является важнейшим инструментом
формирования этого качества).

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ в
дизайнерском проектировании — формирование
эмоционально-образного представления
о предметных и пространственных
комплексах средствами тектоники.

В дизайне достигается двумя
альтернативными способами:

— непосредственное
использование технических и конструктивных
компонентов изделий или их комплексов
как носителей тектонических образов;

— прямое забвение
конструктивно-функциональных структур,
когда тектоническая тема разыгрывается
дополнительными «изобразительными» и
конструктивными средствами: кожух
вокруг функционального механизма,
декоративные накладки и т.п.

Сказанное определяет две
группы стратегий тектонического
формообразования (по Ю. В.
Назарову): «выразительные» (демонстрация
в особенностях формы изделия принципов
распределения функциональных нагрузок,
конструктивного или технологического
устройства) и «изобразительные» (в
т.ч. «имитация» других активных
тектонических структур, «камуфляж» —
иллюзорное, декоративное их воспроизведение,
«стилизация» — воспроизведение
распространенных культурных образцов
данного класса изделий). Но если первая
группа стратегий считается ведущей в
дизайне, то вторая, долгое время
находившаяся под огнем критики, еще
только завоевывает право на официальное
признание, что в значительной мере
связано с развитием новых направлений
в дизайн-формировании (арт-дизайн,
фристайл и т.п.).

Технологии достижения Т.в.
сильно осложняются качественным
разнообразием базовых тектонических
структур — от статичных до подвижных,
перемещаемых и перемещающихся.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА — варианты
соотношения (комбинирования) «несущих»
и «несомых», («активных» и «пассивных»,
движущихся и покоящихся и т.п.) элементов
дизайн-объекта, выражающих специфические
связи этих комбинаций с комплексными
параметрами объекта (общей массой,
объемно-пространственными показателями).
В дизайне Т.е. — своего рода фундамент
эмоционально-чувственного впечатления
о строении объекта.

Тройственная природа форм
реализации дизайнерских идей (плоскостная
композиция в произведениях графического
дизайна, объемные построения в объектах
промдизайна и пространственные — в
среде) определяет характер соответствующих
Т.е. В графических схемах это по
преимуществу соотношения цветовых
пятен, шрифтовых и линейных элементов,
в объемных — синтез технической идеи
(имеющей свои принципы объемно-пространственной
организации — осевые компоновки,
сочетания движителя и двигающихся и
покоящихся частей механизма и т.д.) и
способов ее тектонического отображения
(массивные, корпусные или ажурные
образования, получившие плавные либо
«колючие» очертания, варианты окраски,
сопоставления фактур и т.п.), в средовых
системах — пространственные сочетания
архитектурных и дизайнерских компонентов.
При этом в пределах каждой из базовых
форм имеется множество своих вориаций
структурных решений. Так, в промышленных
изделиях можно назвать следующие типы
Т.е.: каркас, оболочка, монолит, решетчатая
система и, наконец, особая форма —
«тектоника мягких материалов» (одежда,
шторы, паруса и пр.).

Художественное содержание
Т.е. лучше всего иллюстрируется примерами
из тектонической организации конструктивной
базы архитектурных сооружений. Здесь
этим понятием обозначается образ
действующих сил, картина их соотношения,
в то время как конструкция есть соотношение
действительных сил, держащих здание.
Можно сказать, что Т.е. представляет
собой показ соединения противоположностей
в строении данной системы (равновесие
или динамика элементов, напряженность
их связей, ощущение легкости или грузности
целого, короче — игра сил в пределах
этой системы).

Палитра вариантов Т.е. даже
только в конструктивных схемах среды
бесконечна: от массивных, цельных
образований до каркасных, вантовых и
надувных. И каждая несет свое
эмоционально-чувственное содержание,
которое варьируется в самом широком
диапазоне — от абсолютно устойчивых,
«вечных» впечатлений до эфемерных,
сиюминутных, даже — мистически
сюрреальных.

Например, комплексная тектоническая
схема средового объекта, очевидно, есть
следствие композиции, т.е. субъективного,
порожденного авторской концепцией
видения конфликта реально действующих
здесь сил. Но воспринимается она
объективно и сравнима с вариациями
аналогичных тектонических решений, и
потому дает возможность выбора наилучшего
из них и с точки зрения автора, и с позиций
заказчика.

Надо только помнить, что в
среде тектоническими свойствами
обладают, по крайней мере, три системы
ее слагаемых: конструктивно-пространственная
(архитектурная), пространственная
организация элементов оборудования
(дизайнерская) и комбинация их совместной
работы в процессе потребления среды.
Причем последняя система очень трудна
для понимания без анализа первых двух.

Но она же, как самая свободная от жестких
норм утилитарных ограничений, особенно
благоприятна для возникновения
оригинальных зрительных и смысловых
образов, выявление которых — основное
предназначение тектонического анализа
в проектировании.


Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро

Структурность
и тектоничность промышленных форм:о —
зависимость структуры от компоновки
рабочего механизма и материала, структура
статичная и динамичная; б— тектоника
изделий из металла, пластика, дерева


Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро

Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро

Сравнение тектонических
характеристик дизайн-объектов разного
класса (по Ю. Сомову): а — ажурные
каркасные формы; д — массивные
корпусные; б, в, г — промежуточные
варианты

Тектонические движения земной коры

Тектоническими
называют движения земной коры, связанные
с внутренними силами в земной коре и
мантии Земли. Отрасль геологии,
которая изучает эти движения, а также
современное строение и развитие
структурных элементов земной коры
называетсятектоникой.

Крупнейшими
структурными элементами земной коры
являются платформы, геосинклинали и
океанические плиты.

Платформы –
огромные относительно неподвижные,
устойчивые участки земной коры. Для
платформ характерно двухъярусное
строение. Нижний, более древний ярус
(кристаллический фундамент) сложен
осадочными породами, смятыми в складки,
либо магматическими породами, подвергнутыми
метаморфизму. Верхний ярус (платформенный
чехол) почти целиком состоит из
горизонтально залегающих осадочных
горных пород.

Классическими
примерами платформенных областей
являются Восточно-Европейская (Русская)
платформа, Западно-Сибирская, Туранская
и Сибирская, занимающие огромные
пространства. В мире известны также
Северо-Африканская, Индийская и другие
платформы.

Мощность верхнего
яруса платформ достигает 1,5-2,0 км и более.
Участок земной коры, где верний ярус
отсутствует и кристаллический фундамент
выходит непосредственно на наружную
поверхность, называют щитами (Балтийский,
Воронежский, Украинский и др.).

В пределах платформ
тектонические движения выражаются в
виде медленных вертикальныз колебательных
движений земной коры. Слабо развиты или
совсем отсутствуют вулканизм и
сейсмические движения (землятресения).
Рельеф платформ имеет тесную связь с
глубинным строением земной коры и
выражен главным образом в виде обширных
равнин (низменностей).

Геосинклинали
– наиболее подвижные, линейно вытянутые
участки земной коры, обрамляющие
платформы. На ранних стадиях своего
развития они характеризуются интенсивными
погружениями, а на заключительных –
импульсивными поднятиями.

Геосинклинальные
области – это Альпы, Карпаты, Крым,
Кавказ, Памир, Гималаи, полоса Тихоокеанского
побережья и другие горно-складчатые
сооружения. Для всех этих областей
характерны активные тектонические
движения, высокая сейсмичность и
вулканизм. В этих же областях активно
развиваются мощные магматические
процессы с образованием эффузивных
лавовых покровов и потоков и интрузивных
тел (штоков и др.). В Северной Евразии
наиболее подвижным и сейсмически
активным регионом является Курило-Камчатская
зона.

Океанические
плиты – крупнейшие тектонические
структуры земной коры, составляют основу
дна океанов. В отличие от континентов
океанические плиты изучены недостаточно,
что связано со значительными трудностями
получения геологической информации об
их строении и составе вещества.

Различают
следующие главнейшие тектонические
движения земной коры:

Колебательные
тектонические движения проявляются в
виде медленных неравномерных поднятий
и опусканий отдельных участков земной
коры. Колебательный характер их движения
заключается в изменении его знака:
поднятие в одни геологические эпохи
сменяется опусканием в другие.
Тектонические движения этого типа
происходят непрерывно и повсеместно.
На земной поверхности нет тектонически
неподвижных участков земной коры –
одни поднимаются, другие опускаются.

По времени их
проявления колебательные движения
подразделяются на современные (последние
5-7 тыс.лет), новейшие (неоген и четвертичный
период) и движения прошлых геологических
периодов.

Современные
колебательные движения изучают на
специальных полигонах с помощью повторных
геодезических наблюдений методом
высокоточного нивелирования. О более
древних колебательных движениях судят
по чередованию морских и континентальных
отложений и ряду других признаков.

Скорость поднятия
или опускания отдельных участков земной
коры варьируется в широких пределах и
может достигать 10-20 мм в год и более.
Например, южное побережье Северного
моря в Голландии опускается на 5-7 мм в
год. От вторжения моря на сушу (трансгрессии)
Голландию спасают дамбы высотой до 15
м, которые постоянно надстраиваются. В
тоже время на близко расположенных
участках в Северной Швеции в прибрежной
зоне отмечаются современные поднятия
земной коры до 10-12 мм в год. В этих районах
часть портовых сооружений оказалась
удаленной от моря вследствие его
отступания от берегов (регресии).

Геодезические
наблюдения, проведенные в районах
Черного, Каспийского и Азовского морей,
показали, что Прикаспийская низменность,
восточный берег Ахзовского моря, впдины
в устьях рек Терека и Кубани, северо-западный
берег Черного моря опускаются со
скоростью 2-4 мм в год. Как следствие, в
этих районах отмечается трансгрессия,
т.е. наступление моря на сушу. Наоборот,
медленные поднятия испытывают участки
суши на побережье Балтийского моря, а
также, например, районы Курска, горняе
районы Алтая, Саян, Новая земля и др.
Другие участки продолжают погружаться
Москва (3,7 мм/год), Санкт-Петербург (3,6
мм/год) и т.д.

Наибольшая
интенсивность колебательных движений
земной коры отмечается в геосинклинальных
областях, а наименьшая в платформенных
областях.

Геологическое
значение колебательных движений огромно.
Они определяют условия осадконакопления,
положение границ между сушей и морем,
обмеление или усиление размывающей
деятельности рек. Колебательные движения,
происходившие в новейшее время
(неоген-четвертичный период), оказали
решающее влияние на формирование
современного рельефа Земли.

Колебательные
(современные) движения необходимо
учитывать при строительстве гидротехнических
сооружений типа водохранилищ, плотин,
судоходных каналов, городов у моря и
т.д.

Складчатые
тектонические движения. В
геосинклинальных областях тектонические
движения могут существенно нарушать
первоначальную форму залегания горных
пород. Нарушение форм первичного
залегания горных пород, вызванные
тектоническим движением земной коры,
называют дислокациями. Их подразделяют
на складчаты и разрывные.

Складчатые
дислокации могут быть в форме вытянутых
линейных складок или выражаться в общем
наклоне слоев в одну сторону.

Антиклиналь –
вытянутая линейная складка, обращенная
выпуклостью вверх. В ядре (центре)
антиклинали залегают более древние
слои, на крыльях складки более молодые.

Синклиналь –
складка, аналогичная антиклинали, но
направленная выпуклостью вниз. В ядре
синклинали залегают более молодые слои,
чем на крыльях.

Моноклиналь –
представляет собой толщу слоев горных
пород, наклоненных в одну сторону под
одинаковым углом.

Флексура –
коленообразная складка со ступенчатым
изгибом слоев.

Ориентировку слоев
при моноклинальном залегании характеризуют
с помощью линии простирания, линии
падения и угла падения.


Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро

Структурно-тектоническая характеристика и модель строения неопротерозойско – фанерозойских отложений Анабаро

Разрывные
тектонические движения. Приводят к
нарушению сплошности горных пород и
разрыву их по какой-либо поверхности.
Разрывы в горных породах возникают в
тех случаях, когда напряжения в земной
коре превышают предел прочности горных
пород.

К разрывным
дислокациям относят сбросы, взбросы,
надвиги, сдвиги, грабены и горсты.

Сброс–
образуется в результате опускания одной
части толщи относительно другой.

Взброс — образуется
при поднятии одной части толщи относительно
другой.

Надвиг – смещение
блоков горных пород по наклонной
поверхности разлома.

Сдвиг – смещение
блоков горных пород в горизонтальном
направлении.

Грабен – участок
земной коры, ограниченный тектоническими
разрывами (сбросами) и опущенный по ним
относительно смежных участков.

Примером крупных
грабенов могут служить впадина озера
Байкал и долина р. Рейн.

Горст – приподнятый
участок земной коры, ограниченный
сбросами или взбросами.

Разрывные
тектонические движения часто сопровождаются
образованием различных тектонических
трещин, для которых характерны захват
ими мощных толщ горных пород, выдержанность
ориентировки, наличие следов смещений
и другие признаки.

Особым типом
разрывных тектонических нарушений
являются глубинные разломы, разделяющие
земную кору на отдельные крупные блоки.
Глубинные разломы имеют протяженность
сотни и тысячи километров и глубину
более 300 км. К зонам их развития приурочены
современные интенсивные землетрясения
и активная вулканическая деятельность
(например разломы Курило-Камчатской
зоны).

Тектонические
движения, вызывающие формирование
складок и разрывов, называются
горообразовательными.

Значение тектонических
условий для строительства. Тектонические
особенности района весьма существенно
влияют на выбор места расположения
различных зданий и сооружений, их
компоновку, условия возведения и
эксплуатацию строительных объектов.

Благоприятны для
строительства участки с горизонтальным
ненарушенным залеганием слоев. Наличие
дислокаций и развитой системы тектонических
трещин существенно ухудшает
инженерно-геологические условия района
строительства. В частности, при
строительном освоении территории, с
активной тектонической деятельностью
необходимо учитывать интенсивную
трещиноватость и раздробленность горных
пород, которая снижает их прочность и
устойчивость, резкое повышение
сейсмической активности в местах
развития разрывных дислокаций и другие
особенности.

Интенсивность
колебательных движений земной коры
обязательно учитывают при строительстве
защитных дамб, а также линейных сооружений
значительной протяженности (каналов,
железных дорог и пр.).

Землетрясения:  Пакистанское землетрясение
Оцените статью
Землетрясения