В
населенном пункте (поселок городского
типа) в результате землетрясения было
разрушено около 20% зданий из ломаного
камня, получили повреждения слабой
степени железобетонные и кирпичные
строения.
практическая работа 1.pdfконтрольная работа Анализ данных.docКурсовая работа.docКонтрольная работа №2.docxРАХМАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docxПисьменная работа.docxКурсовая работа.docконтрольная работа 2.docxконтролная работа 1.docxКонтрольная работа 1.docx
Во
время штормового ветра в городе было
повалено много деревьев, сорваны
электропровода. Проходивший по тротуару
мужчина случайно задел лежащие на
ветках концы провода и упал
При
поражении электрическим током необходимо:
• прекратить
действие электрического тока (убрать
провод из руки пострадавшего сухой
палкой, книгой и т.п.);
• проверить
пульс на сонной артерии и реакцию зрачков
на свет;
• при
отсутствии этих признаков провести
удар кулаком по грудине (прекардиальный
удар);
• если
не удалось восстановить сердечную и
дыхательную деятельность, провести
сердечно-легочную реанимацию;
• при
восстановлении дыхания и сердцебиения
срочно госпитализировать в лечебное
учреждение.
Город расположен
в зоне, где возможно землетрясение
интенсивностью Р. баллов по шкале Рихтера
(исходные данные к задаче даны в таблице
2.11). Необходимо оценить возможные
масштабы разрушения здания узла связи,
а также предложить комплекс мероприятий
по повышению сейсмостойкости здания.
Какие действия необходимо предпринять
при угрозе землетрясения? Как нужно
себя вести при внезапном землетрясении?
Что нужно предпринять, если вы оказались
в завале? Меры безопасности после
землетрясения.
Методические
указания к выполнению задания
В процессе подготовки
к занятию необходимо ознакомиться с
характеристиками стихийных бедствий
и их последствий, а также с методикой
оценки очагов поражения ,возникающих
в чрезвычайных ситуациях природного
характера. Рассмотреть основные
требования Федерального закона «О
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» и «Положения
о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуациях. Ознакомиться с правила
поведения при таких стихийных бедствиях,
как землетрясение, наводнение, ураган,
сель, снежные заносы и лесной пожар.
В комплексе
мероприятий по защите населения и
объектов народного хозяйства от
последствий ЧС важное место занимает
выявление и оценка химической и
радиационной обстановки.
Оценка химической
обстановки включает:
— определение
масштабов и характера химического
заражения;
— анализ их влияния
на деятельность объектов и население;
— выбор наиболее
целесообразных вариантов действий, при
которых исключается возможность
поражения людей.
Исходными данными
для оценки являются:
— тип и количество
СДЯВ;
— район и время
выброса (вылива) ядовитых веществ;
— степень защищенности
людей;
— топографические
условия местности и характер застройки
на пути распространения зараженного
воздуха;
— метеоусловия
(скорость и направление ветра, температура
воздуха, почвы, вертикальная устойчивость
воздуха).
различают три
степени вертикальной устойчивости
воздуха: инверсию, изотермию и конвекцию.
Инверсияобычно
возникает в вечерние часы, примерно за
час до захода солнца и исчезает в течение
часа после его восхода. При инверсии
нижние слои воздуха холоднее верхних,
это препятствует расслаиванию его по
высоте и создает наиболее условия для
сохранения высоких концентраций
зараженного воздуха.
Изотермияхарактеризуется стабильным равновесием
воздуха. Она наиболее характерна для
пасмурной погоды, но может возникать
также в утренние и вечерние часы, как
переходное состояние от инверсии к
конвекции(утром) и наоборот (вечером).
Конвекциявозникает обычно через два часа после
захода солнца и разрушается примерно
за два-два с половиной часа до его захода.
Она обычно наблюдается в летние ясные
дни. При конвекции нижние слои воздуха
нагреты сильнее верхних, что способствует
быстрому рассеиванию зараженного
воздуха и уменьшению его поражающего
действия.
практическая работа 1.pdfконтрольная работа Анализ данных.docКурсовая работа.docКонтрольная работа №2.docxРАХМАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docxПисьменная работа.docxКурсовая работа.docМатематика практическая.docxконтрольная работа 2.docxконтролная работа 1.docx
Практическая работа №3Задача «Землетрясение 2011 года в Лорке».
Прочитайте текст. Город Лорка, Испания, расположен в районе, где часто происходят землетрясения. Одно из землетрясений произошло в Лорке в мае 2011 года. Геологи считают, что в отличие от предыдущих землетрясений в этом районе, это землетрясение могло быть вызвано деятельностью человека, в частности, откачкой подземных вод. Согласно гипотезе геологов, добыча воды из-под земли способствовала увеличению напряжения в ближайшем разломе, что вызвало сдвиг, который привел к землетрясению.
Учащийся, проживающий в одном из городов удаленном от Лорки районе, узнает о гипотезе геологов о землетрясении 2011 года в Лорке. Учащийся знает, что добыча подземных вод в районе, где он живет, привела к снижению уровня подземных вод. Он беспокоится по поводу возможного землетрясения в его городе.
Какой или какие из следующих вопросов следует рассмотреть учащемуся, чтобы определить, насколько велик риск того, что добыча подземных вод вызовет землетрясение в его городе.
В этом вопросе учащиеся должны использовать своё понимание землетрясений в Лорке, чтобы определить вопрос или вопросы, которые следует рассмотреть, чтобы дать информацию о том, насколько велик риск того, что добыча подземных вод вызовет землетрясение в конкретном районе. И первый, и второй вопросы дают эту информацию: «Имеются ли разломы в земной коре в его районе?» и «Существуют ли естественные причины, вызывающие напряжение в земной коре в его районе?»
Научное объяснение явлений Формат вопроса
Сложный множественный выбор Задача «Загадка крови»
Кровь — сок совсем особенного свойства.
С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока» находящегося внутри тела человека? Ответы порой бывали самые парадоксальные, но то, что «здоровая» кровь—это основа жизни, не вызывало сомнения. Поэтому в средние века было распространено кровопускание, как панацея от любой болезни. Считалось, что если выпустить из человека «больную» кровь, то он поправится. Также лекари рекомендовали пить «свежую» кровь при таких болезнях как подагра, мигрень, малокровие и чахотка и т.д. А какие только свойства не приписывали крови. Например, считалось, что количество крови определяет характер человека, или цвет крови — принадлежность к определенному сословию (у аристократов «голубая кровь») и т.д. В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой — слегка желтоватая жидкость — плазма — и нижний — осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) -эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками — тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция (Са+2), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатических узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови. И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. — генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям.
Сын русского царя Николая , царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.
A. Унаследовал ген гемофилии от отца. Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.
B. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.
Соотнесите тексты с рисунками.
1. Эритроцит — двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо-железо; глобин-белок). Основная функция перенос кислорода.
. В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите Врачу. Свой выбор обоснуйте.
Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах.
Анализ крови №
Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Сопоставление описательного текста с рисунком.
Верхний рисунок — тромбоцит, средний эритроцит, нижний — лейкоцит.
Формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.
соответствует пациенту №3; анализ соответствует пациенту №1;
соответствует пациенту №2. Компетенция – интерпретация научной информацииЗадача «Пожар»
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх полез по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
(Отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»)
В стихотворении Маршака история закончилась благополучно: пожарные приехали вовремя. Но пожарные не всегда успевают, ведь пожар может начаться в считанные минуты и по времени длиться достаточно недолго. На рис. 1 показаны три кривые, отражающие зависимость продолжительности пожара от температуры и общей массы предметов в помещении.
80 100 120 140
Статистические данные свидетельствуют о том, что из года в год количество пожаров достаточно велико (табл. 1).
Таблица 1. Ущерб от пожаров в России в период с 1998 по 2002г.
В том числе детей
ак известно, для того чтобы начался пожар, нужно одновременно наличие трех факторов (рис. 2):
Если устранить один из этих трех факторов, то горение прекращается. Соответственно есть три способа устранения или предупреждения пожара.
1. Используя рис. 2, определите, какие факторы устраняются, если для тушения огня (или его предупреждения) используются:
2. Укажите, с какими из приведенных утверждений вы несогласны.
2. Чем больше количество пожаров в год, тем больше травмиро
3. Количество людей, погибших от пожаров ежегодно увеличи
Формат вопроса: множественный выбор Задание 2.
Формат вопроса: задание на исключение неправильных утвеждений. Компетенция – научное объяснение явлений
Задача «Синдром гибели пчелиных семей.
Ученые считают, что существует несколько причин гибели пчелиных семей. Одна из возможных причин – инсектицид под названием имидаклоприд, из-за которого пчелы могут потерять способность ориентироваться вне улья.
Ученые провели эксперименты, чтобы выяснить, приводит ли воздействие имидаклоприда к гибели семей. В некоторых ульях они в течение трех недель добавляли в пищу инсектицид. Разные ульи подвергались воздействию разных концентраций инсектицида, измеряемых в микрограммах инсектицида на килограмм пищи (мкг/кг). Некоторые ульи совсем не подвергались воздействию инсектицида.
Ни одна из семей не погибла сразу же после воздействия инсектицида. Тем не менее, к 14-й неделе некоторые ульи опустели. Результаты экспериментов отражены на следующем графике.
Прочитайте текст. Опишите проведенный учеными эксперимент, дополнив следующие предложения.
Ученые изучили влияние:
Ответ, что исследователи тестировали воздействие имидаклоприда в пище на гибель пчелиных семей, правильно идентифицирует независимые и зависимые переменные в эксперименте.
Применение методов естественнонаучного исследования
Практическую работу выполнила:
учитель биологии и химии
МОУ Новомихайловской СШ
Дрюкова Наталья Михайловна
Задача 11
Находясь
в квартире многоэтажного дома, вы ощутили
колебания пола, зазвенела посуда в
шкафу, закачалась люстра.
Определить
вид стихийного бедствия. Принять решение
о необходимых действиях.
При
землетрясении обычно от момента первых
колебаний до разрушительных толчков
проходит 15—20 с. За это время:
• если
вы находитесь на 1—2-м этаже — лучше
покинуть здание, лифтом не пользуйтесь;
• находясь
выше 2-го этажа, необходимо уйти из
угловых комнат, занять более безопасное
место (в отдалении от окон, в проемах
внутренних капитальных стен, под
кроватью, столом и другими устойчивыми
предметами);
• если
позволяет время, отключите газ, воду,
электричество, погасите огонь в печах,
оповестите соседей, больных, стариков.
Возьмите необходимую теплую одежду,
документы, продукты питания, воду и
выходите на улицу;
• на
улице держитесь подальше от зданий,
линий электропередачи, столбов,
трубопроводов.
Задание 1
Представьте план необходимых действий для решения следующей задачи: «Предположим, во время землетрясения Вас завалило обломками здания и землей. Какими должны быть Ваши действия по спасению собственной жизни в подобной ситуации?»Землетрясение-это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний
Если при землетрясении Вас завалило обломками здания и земли необходимо выполнять следующее:
— Постараться не падать духом, дышать глубоко и ровно, приготовиться терпеть голод и жажду. Необходимо знать, что в зоне чрезвычайной ситуации обязательно проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
— Голосом и стуком привлечь внимание спасателей. Для обнаружения вас металлолокатором перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.).
— Если придавило землей, попытаться перевернуться на живот, чтобы ослабить давление на грудную клетку и брюшную полость. Придавленные руки и ноги чаще растирать, массировать, восстанавливая кровообращение. При сильной жажде положить в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового платка и сосать его, дыша носом. Если пространство около человека относительно свободно, не зажигать спички, свечи, беречь кислород.
— Постараться с помощью подручных предметов (доски, мебель, кирпичи и т. п.) укрепить потолок от обрушения и дожидаться помощи. Утеплиться одеждой, бумагой, любыми подходящими предметами. Если решили самостоятельно выбираться на поверхность, продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. Пролезая в узкий лаз, расслабьте мышцы, прижмите локти к бокам, отталкиваясь от пола, как черепаха.
Задача 10
Во
время автомобильной аварии водитель
получил открытый перелом предплечья
слева. Из раны пульсирующим потоком
изливается алая кровь. Пассажир,
сидевший сзади, не пострадал.
Как
он должен оказать помощь пострадавшему?
Это
артериальное кровотечение, которое
необходимо временно остановить.
• пальцами
правой руки водитель придавливает
артерию выше места ранения к локтевой
кости в верхней трети внутренней
поверхности предплечья;
• пассажир
достает из аптечки жгут, приподнимает
поврежденную руку вверх и накладывает
жгут прямо на одежду выше места ранения
(при правильном наложении кровотечение
останавливается). К жгуту прикрепляется
записка (дата, часы, минуты наложения
жгута);
• произвести
обезболивание из шприца-тюбика;
• на
рану накладывается бинтовая асептическая
повязка (жгут должен быть хорошо виден);
• для
транспортной иммобилизации и в качестве
шин использовать подручные средства
(доски, палки и т.п.);
• прибинтовать
шины, руку подвесить на косынку или на
поднятую полу пиджака;
• доставить
пострадавшего в лечебное учреждение.
В городе n введен режим карантина.
Какие
условия необходимо соблюдать при
пропуске железнодорожных составов
через зону карантина?
Ответ:
При прохождении железнодорожных составов
через зону карантина все окна и двери
вагонов должны быть закрыты. Составы
проходят через зону карантина без
остановок. Перед прохождением составов
железнодорожные пути должны быть
обеззаражены. После выхода из зоны
карантина проводится дезинфекция всего
состава.
Задание 2
Представьте план необходимых действий для решения следующей задачи: «Предположим, во время Вашего отдыха на берегу моря, от администрации и службы спасения пляжа поступило предупреждение о надвигающемся цунами. Какими будут ваши действия по сохранению личной безопасности при угрозе цунами?»Цунами — это огромные морские волны, возникающие чаще всего в результате сильного подводного землетрясения, когда происходит быстрое изменение рельефа дна. Оно действует на воду, как огромный поршень, поднимая или опуская большие массы воды, которые, разбегаясь во все стороны, и образуют волны.
Необходимо научиться распознавать землетрясения, угрожающие цунами (силой более пяти баллов):
– дребезжат стекла;
– раскачиваются люстры;
– возникают трещины в штукатурке зданий;
– колебание почвы мешает ходить и создает ощущение морской качки.
Необходимо также следить за признаками угрозы цунами:
– быстрый отход воды от берега (смолкает шум прибоя);
– быстрое понижение уровня воды во время прилива;
– повышение уровня воды во время отлива;
– необычный дрейф плавающего льда или других предметов.
Если Вы находитесь вне зоны слышимости предупреждения или в труднодоступных прибрежных районах, то при обнаружении признаков угрозы следует помнить, что волны цунами могут достичь берега через 10-20 минут после начала землетрясения. За это время надо незамедлительно принять меры защиты:
— необходимо уйти от побережья в глубину суши на возвышенность, где высота над уровнем моря составляет 30-40 метров. Если Вы находитесь на берегу замкнутой бухты, то эта высота должна быть не менее 5 метров; уходить от берега необходимо вверх по склонам, а не по долинам рек, так как наиболее далеко в глубь суши цунами проникает именно по рекам;
— при отсутствии поблизости возвышенности надо уйти от берега не менее чем на 2-3 километра.
Если в течение 1-2 часов после сильного землетрясения волны не обрушились на берег, то цунами, как правило, уже не угрожает.
Не следует возвращаться на берег после первой волны ранее чем через 3 часа, так как за первой волной обычно следуют другие, причем вторая и третья волны часто достигают наибольшей силы.
Если в Вашем районе имеется система оповещения — ждите сигнала отбоя тревоги
Ситуационные задачи 7
1.
Группа молодых людей возвращалась из
колледжа домой. Вдруг ребята услышали
взрыв в районе железнодорожного вокзала
и увидели метнувшееся вверх облако
желто-зеленого цвета, которое плавно
опустилось вниз и стало распространяться
по направлению ветра вдоль улицы,
увеличиваясь в размере.
Определить
характер заражения. Принять решение о
дальнейших действиях.
Ответ:
Произошла авария с выбросом в атмосферу
хлора. Необходимо:
− срочно
закрыть дыхательные пути любым подручным
средством (шарфом, платком и т.п.),
смоченным водой или любой другой
жидкостью (сок, квас, пиво – кроме крепких
спиртных напитков);
− убегать
– перпендикулярно направлению ветра
или на верхние этажи зданий;
− переждать
3–4 часа (время поражающего действия
хлора);
− дома
– промыть кожные покровы, рот, нос 2%-ным
раствором соды.
2.
Проживавшие на верхнем этаже 12-этажного
дома жильцы проснулись ночью от завывания
сирены и почувствовали из открытых
форточек запах нашатырного спирта.
Через некоторое время у людей начался
кашель, появились слезотечение, резь в
глазах.
Что
произошло? Действия пострадавших.
Ответ:
Произошла авария на хладокомбинате и
утечка аммиака. Необходимо:
− срочно
закрыть дыхательные пути маской или
любым подручным средством
(салфеткой,
полотенцем, платком), смоченным 5%-ным
раствором лимонной кислоты или 6%-ным
раствором уксусной кислоты;
− закрыть
все форточки и загерметизировать
квартиру (скотчем, лейкопластырем);
− включить
радио или телевизор и ждать указаний
ГО ЧС или спуститься в подвал здания;
− обратиться
за помощью в лечебное учреждение.
Медицинские последствия землетрясений.
1.
Это опустошительное землетрясение (9
баллов по шкале Меркалли).
2.
Землетрясения – это подземные толчки
и колебания земной поверхности, вызываемые
процессами внутри земли.
3.
Медицинские последствия землетрясений:
• Часто
наблюдаются травматические повреждения
(тяжелые травмы черепа, конечностей,
позвоночника, грудной клетки, таза,
синдром длительного сдавления).
• При
землетрясениях, сопровождающихся
пожарами, может быть много обожженных.
• Неизбежно
появление у населения психических
реакций.
• Характерно
обострение течения хронических
соматических заболеваний.
• При
возникновении вторичных очагов
химического и радиоактивного заражения
могут наступить массовые отравления
людей химически опасными веществами
или поражения ионизирующим излучением.
• В
связи с разрушением коммунальных сетей,
систем водоснабжения создаются
предпосылки для возникновения массовых
инфекционных заболеваний.
В городе n произошла вспышка инфекционного заболевания.
Какие
противоэпидемические мероприятия
необходимо выполнить в очаге?
Ответ:
Комплекс противоэпидемических мероприятий
в эпидемическом очаге включает
мероприятия, направленные на ликвидацию
источника заражения, разрыв путей
передачи инфекции, повышение
невосприимчивости населения к инфекционным
заболеваниям, установление диагноза,
госпитализацию и лечение заболевших,
экстренное оповещение о выявленных
больных, проведение изоляционно-ограничительных
мероприятий (карантин, обсервация),
проведение экстренной неспецифической
и специфической профилактики, проведение
дезинфекции, дезинсекции, дератизации
в очаге, отбор и исследование продуктов
питания и питьевой воды на заражение
микроорганизмами, характерными для
данного инфекционного заболевания,
усиление наблюдения за пострадавшим
населением из-за возможности появления
случаев инфекционных заболеваний,
проведение разъяснительной работы о
мерах личной и общественной профилактики
в очаге инфекции.
В
результате разрушения перекрытия в
здании под обломками оказались люди.
Погибли несколько человек. Три человека
остались живы, но у них тяжелыми балками
были придавлены различные части тела.
У первого пострадавшего была придавлена
вся нижняя конечность, у второго —
плечо, у третьего — кисть и предплечье.
Помощь стали оказывать сразу после
обвала.
Последовательность
и объем медицинской помощи.
Последовательность
оказания помощи такова: первым начинают
оказывать помощь пострадавшему со
сдавлением всей нижней конечности,
затем второму пострадавшему со сдавлением
плеча, а в последнюю очередь — пострадавшему
со сдавлением кисти и предплечья. В этой
последовательности риск развития
ишемического ток сикоза у первых двух
пострадавших спустя 2 ч после аварии
будет минимальным.
Помощь
необходимо оказать всем в следующем
объеме:
• наложить
шину на поврежденную конечность,
• положить
холод на поврежденную часть тела,
• эвакуировать
в травматологическое отделение.