Землетрясения детям

Землетрясения детям Землетрясения

(подготовительная к школе группа) научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при землетрясении дома или в д/саду, прививать практические навыки безопасности при стихийных бедствиях, довести до сознания детей правила пользования телефоном, запомнить номера служб .Закреплять умение ориентироваться в помещении, при первых признаках землетрясения. Воспитывать желание заботится о своей безопасности. Развивать умение использовать знания в практической деятельности.: плакаты, карточки, зонтики, математические веера.: землетрясение, балки, сирена, лифт.Дети! Сегодня мы будем говорить о землетрясениях. И не только взрослые и дети должны знать поведения во время этого стихийного бедствия.

СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ОЧЕНЬ ОПАСНО!А что такое землетрясение?-Землетрясение — это стихийное бедствие. Никто в нем не виноват. Это явление природы. Растут горы, как растем мы. Внутри земли происходит смещение слоев земной поверхности. Вот и начинается землетрясение.

  • Что делать во время землетрясения?
  • Как это делать?
  • Можно ли заранее подготовиться к нему?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.-Если в доме есть животные – кошки, собаки, то необходимо наблюдать за ними. Животные чувствуют землетрясение заранее! ПРИ НЕОБЫЧНОМ ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ (лай, мяуканье, беспорядочная беготня) СООБЩИТЕ ВЗРОСЛЫМ. начинают качаться люстры дребезжит посуда в шкафах, с полок падают предметы, начинает двигаться мебель, слышен гул.В городе слышен сигнал (сирена) «Внимание всем!» если в доме включен телевизор или радио, мы услышим сообщение о землетрясении. После сообщения необходимо выполнить следующие правила:

  • Забери приготовленные вещи
  • Не забудь животных
  • Спустись быстро по лестнице
  • Не пользуйся лифтом

С первого этажа и второго нужно быстро выбежать по лестнице на улицу.При землетрясении на лестнице находиться опасно. Поэтому если ты живешь выше второго этажа — лучше занять безопасное место в квартире.

  • В проеме входной двери
  • Во внутреннем углу комнаты
  • Под крепким столом
Землетрясения:  Сильнейшие землетрясения в россии

Во время землетрясения быть:

  • У внешней стены
  • Под навесными полками

На случай землетрясения нужно заранее приготовить самые необходимые вещи:

ХРАНИТЬ ВСЕ ЭТО НУЖНО В СУМКЕ У ВХОДА В КВАРТИРУ!

Дидактическая игра «Собери рюкзачок».Мама и папа должны знать, что нельзя вешать полки над кроватью, нельзя наверх ставить тяжелые вещи. Также взрослые обязаны знать, что нельзя загромождать вещами лестничные площадки и вход в квартиру.

ПРИ ПЕРВЫХ ТОЛЧКАХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

  • Не надо паниковать
  • Необходимо вспомнить правила, о которых мы узнали сегодня.

Дидактическая игра «Позвони по номеру» (знание номеров служб спасения: милиция, скорая помощь, горгаз, пожарная охрана) – работа с математическими веерами.Дети посмотрите! У нас в группе есть небольшие зонтики, это знаки, обозначающие места безопасные в помещении. Найдите их.

  • В проеме входной двери
  • Под крепким столом

Игра «Найди свой зонтик».А теперь послушаем частушки о землетрясении, которые приготовили наши девочки.К эвакуации готовясь,Документы не забудь,Положи продукты в сумку,Аптечку, вещи и в путь.Если землетрясение началось,В панику не кидайся.Под столы, в проём двериСтёкла в окнах затрещали,Уходи от них быстрей.Они могут разлететься,Голову прикрой скорей.Создавать давку не надо,Ни в проходе, ни в двери,Прыгать в окна мы не будем,К лифту тоже не беги.Воспитатель даст команду,Живо стройся у стены.Выходить мы будем бодро И все будем спасены.Если вышел ты с трудом,От зданий быстро уходи.Памятник и провод с токомПодальше сразу обходи. сегодня мы закрепили и повторили правила поведения при стихийном бедствии – землетрясении

Точно прогнозировать землетрясения люди пока не научились, хотя работы в этом направлении ведутся постоянно. Предсказать время землетрясения в Турции и Сирии 6 февраля было практически невозможно, поскольку оно началось сразу с крупных сейсмических толчков. Об этом в интервью RT рассказал профессор, доктор географических наук, заведующий кафедрой геоморфологии и палеогеографии МГУ Андрей Бредихин. Землетрясение не стало неожиданностью для специалистов, поскольку Турция находится в зоне высокой сейсмической активности. На территории России тоже есть ряд таких зон, напомнил учёный. Все опасные районы нанесены на специальные карты сейсмической активности, которыми необходимо руководствоваться при строительстве зданий.

— Андрей Владимирович, учёные установили, что недавнее землетрясение в Турции привело к сдвигу литосферных плит на 3 м. По данным специалистов, Аравийская плита сдвинулась примерно на 3 м по отношению к Анатолийской плите. Бывали ли прежде настолько заметные подвижки плит?

— Горизонтальное перемещение литосферных плит, уходящих основаниями в верхнюю мантию, — доказанное явление. Однако это всегда не разовый, единовременный сдвиг, а плавный процесс, во время которого разные участки плит перемещаются с разной скоростью. Во время землетрясения и следующих за ним афтершоков (повторных толчков. — RT) происходит серия локальных горизонтальных и вертикальных деформаций, в результате происходят сдвиги литосферных плит в региональном масштабе. Можно сказать, что Аравийская плита сдвинулась относительно Анатолийского блока, но оценивать реальные перемещения пока преждевременно.

— Насколько типичны для этого региона землетрясения такой силы?

— На территории Турции есть две зоны активных разломов. Первый, Северо-Анатолийский разлом, проходит по южному макросклону Понтийского хребта на севере, он тянется с запада на восток страны. Второй — на востоке, протягивается от Средиземного моря через районы городов Искендерун, Газиантеп и далее на северо-восток. Движение Аравийской плиты с юга на север приводит к постоянным подвижкам. В зоне этих разломов постоянно фиксируются однотипные сдвиговые деформации и часто происходят мощные землетрясения.

Так, в 1999 году в западной части Турции произошло очень сильное землетрясение магнитудой 7,7. В 1939, 1944 годах в этом же районе были землетрясения магнитудой 7,5 и т. д. Есть исторические свидетельства о разрушительных землетрясениях на территории современной Турции начиная с 900-х годов нашей эры, много таких событий отмечалось, например, в XVII веке. В последние годы в научных исследованиях часто встречались прогнозы, согласно которым мощное землетрясение ожидалось на западе страны, в районе Стамбула. Однако оно произошло на востоке страны. Кстати сказать, где оно и должно было произойти.

Землетрясения детям

В целом всем специалистам было ясно, что в Турции должно произойти землетрясение магнитудой выше 7, вопрос был только в том, когда именно оно произойдёт.

— А известна хотя бы примерная периодичность, с которой это происходит?

— Рост напряжения в земной коре происходит постоянно, в какие-то моменты оно находит выход в виде сильных сейсмических толчков. Традиционно считается, что одно крупное землетрясение в сейсмически опасном районе происходит примерно раз в 200—250 лет. На практике это может происходить намного чаще — мы видим это на примере Турции. Если бы мы могли точно прогнозировать время землетрясений, не было бы таких трагедий, как та, что произошла в Турции.

Также по теме

Как вулкан землетрясение остановил: учёные о взаимодействии двух стихийных бедствий

— Сейчас разрабатываются приложения для смартфонов для оповещения о землетрясениях — они фиксируют самые первые толчки с помощью встроенных в телефон акселерометров и сообщают об опасности. Как вы думаете, могут ли такие мобильные технологии помочь уменьшить число жертв в случае землетрясения?

— Да, в смартфоны могут быть установлены такие датчики, которые могут отследить микроколебания земли. Но проблема в том, что в техногенной городской среде такие микроколебания происходят постоянно из-за метро, движения грузового транспорта и т. д. И в таких условиях подобные датчики будут постоянно срабатывать даже без угрозы землетрясения. Отделить же антропогенный сейсмический шум от истинных глубинных толчков личными гаджетами пока нет возможности.

— Были ли какие-то особенности у землетрясений в Турции и Сирии?

— Научных данных пока мало, но если судить по циркулирующей в СМИ информации, то одно из самых необычных явлений наблюдается в районе турецкого города Искендерун, который начал затапливаться после землетрясения. То есть произошло опускание участков суши, что и привело к подтоплению прибрежной полосы.

— 6 февраля сейсмические толчки отмечались по всей планете: их фиксировали в районе Курильских островов, в Нью-Йорке, на Байкале — всего было зафиксировано более 200 землетрясений. Насколько типична такая ситуация, когда сейсмическая волна прокатывается по всей планете?

— Да, это типичная ситуация. Например, когда в 1977 году в Румынии, в горах Вранча (Южные Карпаты) произошло крупное землетрясение, толчки докатились до Москвы — в квартирах раскачивались люстры и гремела посуда. Так что да, когда происходят крупные землетрясения, толчки могут распространяться на очень большие расстояния.

Кроме того, надо учитывать, что смещается фокус внимания СМИ и общества, все начинают пристально следить за новостями о подземных толчках. Например, в районе Байкала сейсмические толчки отмечаются постоянно, они фиксировались этим летом, например, а также осенью. Это обычное явление для этой суперсейсмической зоны, тянущейся в сторону Монголии. Но тогда об этом никто не писал, сейчас же люди обратили внимание на все события такого рода, происходящие на планете.

При этом далеко не всегда землетрясения сопровождаются такими разрушениями и жертвами, как сейчас в Турции.

Например, буквально недавно, 9 января, землетрясение магнитудой 7,6 произошло у берегов Индонезии, в результате погибли люди, но жертвы исчислялись не тысячами, а десятками.

Землетрясения детям

  • Затопление улиц в турецком городе Искендерун после землетрясения
  • globallookpress.com

В Турции наложилось сразу несколько факторов — высокая плотность населения и очень низкое качество строительства, «на честном слове», как говорят. Кроме того, землетрясение произошло рано утром, когда люди спали в своих домах.

— Насколько на сегодняшний день науке понятна природа землетрясений?

— Принципиально она понятна — есть физические, расчётные модели. Литосферные плиты движутся постоянно, на их стыках копится напряжение, которое периодически находит разрядку в виде землетрясений — когда превышается предел упругости горных пород в земной коре.

Нелинейные процессы: российский геолог — о прогнозировании землетрясений и глубинной структуре Земли

Кстати, эпицентр землетрясения 6 февраля в Турции и Сирии находился близко к поверхности, в земной коре. Такие землетрясения обычно сильно влияют на рельеф местности — рисунок гидросети, речных русел, крупные разрывы на поверхности. Так что у этого события вполне могут быть и другие географические последствия, которые пока просто не успели зафиксировать — сейчас не до этого.

— Сейчас в турецких СМИ и соцсетях распространяются слухи об искусственном характере землетрясения. Как можно прокомментировать такие гипотезы с научной точки зрения?

— Спровоцировать землетрясение технически возможно — если произвести подземные ядерные взрывы большой мощности. Такие взрывы могут вызвать дополнительное напряжение в земной коре, что может стать спусковым крючком — триггером для землетрясения, если оно уже назревало.

Однако почвы под такими разговорами применительно к землетрясению 6 февраля нет, поскольку искусственные взрывы всегда фиксируются приборами в различных сейсмических центрах. Это невозможно не заметить.

Землетрясения детям

— Могут ли зоны сейсмической активности смещаться в глобальном масштабе — какие-то районы «успокаиваться», а какие-то, наоборот, «пробуждаться»?

— Да, периодичность в активности тех или иных тектонических участков действительно отмечается. В отдельные периоды активизируется то Байкальский рифт (крупный тектонический разлом в земной коре. — RT), то, к примеру, Рейнский грабен. Кстати, он расположен в центре Европы — это тоже довольно сейсмически активная зона. Или, например, в США ожидают страшный взрыв Йеллоустонского макровулкана, этим постоянно пугают общественность. Он расположен тоже в сейсмически активной зоне, просто сейчас там не очень интенсивны тектонические процессы.

Более 31 тыс. погибших: в Турции продолжается ликвидация последствий землетрясения

— Помимо Байкала, какие ещё есть сейсмически активные зоны в России? Например, звучал прогноз, что аналогичное турецко-сирийскому землетрясение может произойти в будущем в Крыму.

— Тут не надо даже гадать, поскольку есть сейсмическое районирование России. Не только Крым, но и все горные сооружения России, включая старый и тихий Урал, относятся к зонам тектонической и в том числе сейсмической активности. Кстати, старые в геологическом смысле горы обычно находятся в зоне семибалльной сейсмичности. Про Дальний Восток можно и не упоминать, о сейсмической активности Камчатки наслышаны все. При этом Кавказ входит вообще в зону девяти- или десятибалльной активности. Все эти данные должны служить руководством для строителей, здания должны возводиться в соответствии с ними. По крайней мере, строители точно знают об этих предписаниях, исполняют или нет — это другой вопрос.

Возвращаясь к Крыму, отмечу, что, согласно последней редакции карты Общего сейсмического районирования России, его южное побережье входит, как и Кавказ, в 9—10-балльную зону сейсмической активности, центральные районы — в 8—9-балльную, а северный — в 7-балльную.

Землетрясения детям

— Вопрос, который мучает всех: можно ли прогнозировать крупные землетрясения, чтобы они не уносили столько человеческих жизней?

— К сожалению, пока это невозможно. Хотя такие разработки ведутся. Например, учёные пытаются научиться узнавать о скором землетрясении благодаря системам GPS-отслеживания высотного положения земной поверхности. Дело в том, что Земля «дышит», её поверхность постоянно колеблется с разной скоростью из-за протекающих в недрах процессов. Амплитуда колебаний измеряется миллиметрами, поэтому мы этого не замечаем. Можно попробовать фиксировать участки, где планета начинает вдруг «дышать» более часто и «глубоко» из-за начинающихся глубинных возмущений.

Сейсмолог Татевосян назвал маловероятным рост числа мощных землетрясений в ближайшие годы

Плюс никто не отменяет и традиционные геофизические методы, позволяющие отследить первые микротолчки, которые предшествуют сильным колебаниям. Правда, так бывает не всегда — например, 6 февраля в Турции и Сирии землетрясение началось резко, без предупреждающих толчков.

Есть и разные косвенные методы — например, можно отслеживать уровень грунтовых вод, поскольку внутренние колебания в земной коре отражаются на водных горизонтах.

И последнее — животные часто заранее реагируют на приближающееся землетрясение и покидают дом. Они чувствуют микроколебания на определённой частоте, это известный факт. Так что если вы живёте в сейсмически опасной зоне, то завести домашних питомцев — хорошая идея.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

Направление: Познавательное развитие.

Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.

Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»

Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.

·         Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;

·         Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

·         Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;

·         Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

·         Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

·         Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Материалы и оборудование:

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.

1.       Введение в ситуацию:

— Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни?  Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?

2. Актуализация знаний

(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

— Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.

Что такое экстремальные ситуации?

Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

— Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?

— Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?

(слайд 2 Земля в разрезе)

Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.

В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения.  Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

3.Затруднение в ситуации:

— Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?

Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?

— К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !

(слайд 4 сейсмограф).

Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.

— Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

Опыт с водой — волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:

— Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.

Опыт с салфетками.

— Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

— На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,

Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?

1.        Не поддаваться панике и отойти на открытое место.

2.       Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.

3.       Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

4.       Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.

Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.

Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете?  А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места:

у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.

Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.

Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

Если останется время  А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?

Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.

Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

Игра – эстафета «Эвакуация»

Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.

Образовательная область «Безопасность»

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, иллюстрации со схематическим изображением комнаты для каждого для каждого ребенка, фигурки человечков, красные кружки.

— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами об опасных ситуациях, с которыми мы можем столкнуться в жизни. Назовите, какие опасные ситуации вы знаете?

— Правильно. Это всё опасные ситуации, их ещё называют экстремальными. Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

— Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится?

— Правильно, о землетрясении. А вы знаете, что такое землетрясение?

— Давайте с вами вместе разберёмся, что такое землетрясение и отчего оно происходит. Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия. В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения.  Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

— Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.

-Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли?

— К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальные приборы – сейсмографы. Они принимают и записывают все колебания в земной коре. Я вам приготовила такой прибор – сейсмограф, чтобы показать вам, как он работает.

Но не всегда удаётся предсказать время и силу будущего землетрясения и тогда, если землетрясение сильное погибает много людей. Но этого можно избежать, если знать, как правильно себя вести во время землетрясения.

— Вы можете рассказать о правилах безопасного поведения на улице?

Работа  с иллюстрациями. Моделирование правил поведения на улице во время землетрясения.

Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, мы сейчас выясним.

Работа за столами.

— У вас у каждого на столе рисунок квартиры. Необходимо  человечков расставить в безопасные места, а красными кружочками отметить места в квартире, где вы считаете опасно находиться во время землетрясения.

В группу влетает Карлсон.

— Здравствуйте, ребята. Что я пережил недавно. Просто ужас.

Воспитатель: — Карлсон, что тебя так напугало?

Карлсон: — Я пережил землетрясение. Я так испугался. Сначала я спрятался в шкафу, но его так затрясло.

Воспитатель: — Ребята, можно прятаться в шкафу или рядом с ним? Почему?

— Что же ты потом делал?

Карлсон: — Я сел у окна.

Воспитатель: Правильно ли поступил Карлсон? Объясните, почему?

Карлсон: — Я сел под книжную полку, чтобы на меня не упал потолок.

Воспитатель: — Карлсон, да ты совершено не знаешь как себя правильно вести во время землетрясения. А вот ребята у нас знают и ничего не боятся. Они очень хорошо знают правила безопасности во время землетрясения и могут тебя научить.

Карлсон: — Научите меня, ребята, пожалуйста.

Воспитатель: — Давайте прочитаем Карлсону стихи о правилах безопасности во время землетрясения.

1 ребенок:        Бывают разрушительны природные явления

И самым разрушительным слывет землетрясение.

Всё описать не хватит слов, весь город перекошенный,

Тут обрушение домов и транспорт покорёженный.

2 ребенок:        Внутри толчок тебя застал, и путь отрезан ежели,

Держись подальше от зеркал, от окон, печки, мебели.

В дверном проёме встать спеши, не паникуй, и не робей,

Утихнут только лишь толчки, беги из дома поскорей.

3 ребенок:        Сарай, конюшню бы открыть, на волю живность отпустить.

А сам туда, в простор и ширь, на площадь, улицу, пустырь.

Подальше от больших домов, электролиний и столбов,

Где поле и равнина сплошь, лишь там спасение найдёшь.

Карлсон: — Теперь и я знаю как правильно вести себя во время землетрясения и не буду больше бояться. Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня правилам безопасности. А сейчас мне пора возвращаться. До свидания.

Воспитатель: — Сегодня вы узнали много нового и полезного. Мне было очень интересно с вами общаться.

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную  тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время землетрясении в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов).

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ безопасного поведения при землетрясении через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Формирование представлений о чрезвычайных  ситуациях и способах поведения в них.

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические  движения, развитие артистических способностей.

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности ( рисование, аппликацию, конструирование) .

Оцените статью
Землетрясения