Комбинации из трех цифр вы могли заметить на авиабилетах, на бирках чемоданов, на электронном табло в зале прилета. Это коды аэропортов. Зачем они нужны? Для того, чтобы безошибочно регулировать все этапы воздушных пассажироперевозок – от бронирования билета до печати посадочного талона. Код ИКАО информирует о регионе и стране нахождения аэропорта. ИАТА представляет собой сжатое название страны, а внутренние коды – название города, в котором находится воздушная гавань.
В разделе сайта представлен перечень аэропортов России и соседних стран с указанием интернациональных кодов ИКАО и ИАТА, а также внутренних кодов.
АЭРОПОРТЫ РОССИИ И СНГ
Каждому «нормальному» типу воздушного судна (ВС) присваивается код ИКАО и код ИАТА.
Код ИКАО состоит из 4 знаков (букв латинского алфавита и цифр). Код ИКАО для ВС в первую очередь используется при планировании полетов — указывается в 9 поле флайтплана (FPL).
Код ИАТА состоит из 3 знаков (букв латинского алфавита и цифр). В странах СНГ параллельно действует внутренняя система кодов типов воздушных судов, в которой коды состоят из 3 знаков — букв русского алфавита и цифр.
- Кодировка воздушных судов по ИКАО и ИАТА
- Интересные факты
- Практика использования кодового обозначения аэродрома (Aerodrome reference code) в авиационном мире
- Рассмотрим несколько примеров
- База данных компании Боинг по aerodrome reference code
- Фактическая погода на аэродроме (Aerodrome actual weather)
- Сводка фактической погоды по аэродрому METAR (meteorological aviation report)
Кодировка воздушных судов по ИКАО и ИАТА
Код ИКАО аэропорта также состоит из 4 букв, причем по первым двум буквам можно приблизительно определить его местоположение, т.к. первые буквы присваиваются аэропорту в зависимости от региона, где он расположен:
Первая буква указывает на континент, в котором находится аэропорт. Вторая буква — обозначает страну (или несколько стран). Третья буква может определять FIR или зональный центр ОВД, к которому относится данный аэропорт. И только четвертая буква индивидуальная для аэропорта, она присваивается по порядку алфавита (либо, как руководство «выпросит» :).
Коды ИАТА никак не связаны с географическим положением аэропортов, они присваиваются обычно таким образом, чтобы получилось наиболее созвучно и ассоциативно с названием города, где расположен аэропорт, например:
- FRA — Франкфурт на Майне;
- TAS — Ташкент;
- VKO — Внуково (Москва);
- RMI — Римини;
- ALG — Алжир;
- NDJ — Нджамена;
- PEK — Пекин;
Исключения составляют только американские и Канадские аэропорты, у которых (практически у всех, кроме некоторых избранных) код ИАТА полностью соответствует последним трем буквам кода ИКАО, например:
- KDEN — DEN — Денвер;
- KIAH — IAH — Хьюстон;
- KACY — ACY — Атлантик Сити;
- CYYC — YYC — Калгари;
- CYQX — YQX — Гандер;
- CYVR — YVR — Ванкувер;
Интересные факты
— Город Уфа имеет внутренний код УФА и трехбуквенный код ИАТА — UFA. Это единственный случай, когда в обеих системах код города совпадает с его названием. — Город Ош имеет внутренний код ОШШ. Единственный случай, когда код города длиннее, чем его название. — Город Копенгаген имеет код ИАТА CPH (английское написание). Город Саранск имеет внутренний код СРН (русское написание). Коды совпадают по начертанию, что иногда приводит к путанице.
Кодовое обозначение аэродрома (aerodrome reference code) было придумано для того, чтобы упростить сопоставление многочисленных требований к характеристикам аэродромов в целях обеспечения соответствия ряда аэродромных сооружений, оборудования и средств тем типам самолетов, которые предназначены для эксплуатации на данном аэродроме.
Термин «Кодовое обозначения аэродрома» (Aerodrome reference code) был введен Приложением 14 ИКАО «Аэродромы. Том I — Проектирование и эксплуатация аэродромов»:
1.6 Кодовое обозначение
Вводное примечание: кодовые обозначения введены для того, чтобы упростить сопоставление многочисленных требований к характеристикам аэродромов в целях обеспечения соответствия ряда аэродромных сооружений, оборудования и средств тем типам самолетов, которые предназначены для эксплуатации на данном аэродроме.
Это кодовое обозначение не предназначается для определения требований к длине ВПП или к прочности покрытия. Кодовое обозначение состоит из двух элементов, которые относятся к летно-техническим характеристикам самолета и размерам. Элемент 1 является номером, основанным на расчетной для типа самолета длине летного поля, а элемент 2 является буквой, основанной на размахе крыла самолета и расстоянии между внешними колесами основного шасси.
Конкретное техническое требование относится к наиболее подходящему из двух элементов кодовому обозначению или к соответствующему сочетанию из двух элементов кодового обозначения. Кодовая буква или номер в элементе, выбранные для целей проектирования, относятся к характеристикам критического самолета, для которого предоставляются сооружения и средства.
При использовании тома I Приложения 14 вначале определяются самолеты, для обслуживания которых предназначается аэродром, а затем определяются два элемента кодового обозначения.
1.6.1 Кодовое обозначение аэродрома – кодовый номер и буква, выбранные для целей планирования аэродромов, – определяются в соответствии с характеристиками самолетов, для которых предназначено данное аэродромное сооружение или средство.
1.6.2 Кодовые номера и буквы обозначения аэродрома имеют значения, указанные в таблице 1-1.
Практика использования кодового обозначения аэродрома (Aerodrome reference code) в авиационном мире
В настоящее нет единого стандарта публикации Aerodrome reference code в официальных источниках аэронавигационной информации, доступным эксплуатантам и другим заинтересованным лицам и организациям (АИПы стран, сборники АНИ производства ЦАИ, Jeppesen, Lufthansa Systems (LIDO)).
Рассмотрим несколько примеров
Если обратиться к АИПу Канады, то можно найти в нем информацию, что для ВПП 07/25 код аэродрома — 4Е, для ВПП 01/19 — 3D, а для ВПП 01A/19A — 1A.
Информация по аэродрому CYXX/YXX в Jeppesen Airport Directory:
Про aerodrome reference code в Airport Directory нет ни одного упоминания.
Информация по аэродрому CYXX/YXX в Jeppesen JeppView (e-Link for Windows, Flight Deck PRO (iOS), web e-Link):
На схемах Jeppesen аэродрома Reference code также нигде не фигурирует.
Аэродром CANCUN INTL (MEXICO), код ИКАО — MMUN, код ИАТА -CUN.
На официальном сайте аэродрома CANCUN INTL опубликована информация о кодовом обозначении аэродрома.
Информация по аэродрому MMUN/CUN в Jeppesen Airport Directory:
Информация по аэродрому MMUN/CUN в Jeppesen JeppView (e-Link for Windows, Flight Deck PRO (iOS), web e-Link):
Информация по аэродрому MMUN/CUN в сборнике Lufthansa Flightnav (LIDO):
И снова отсутствие информации по кодовому обозначению данного аэродрома у издателей и распространителей аэронавигационной информации: ни у Jeppesen, ни у Lufthansa Systems нет данных по aerodrome reference code.
Аэродром LONDON/LUTON (UNITED KINGDOM), код ИКАО — EGGW, код ИАТА -LTN.
В инструкции (с официального сайта аэропорта LONDON/LUTON — http://www.london-luton.co.uk) для персонала, работающего в аэропорту в разделе 3 опубликована информация о кодовом обозначении аэродрома для ВПП 08/26 — 4E.
Информация по аэродрому EGGW/LTN в Jeppesen Airport Directory:
Данных по aerodrome reference code для EGGW в Airport Directory нет.
Информация по аэродрому EGGW/LTN в Jeppesen JeppView (e-Link for Windows, Flight Deck PRO (iOS), web e-Link):
Аэродром KEFLAVIK (ICELAND), код ИКАО — BIKF, код ИАТА -KEF.
В АИПе Исландии в разделе BIKF AD 2-1 указан aerodrome reference code для аэродрома Кефлавик — 4E.
А Jeppesen не делится данной информацией:
База данных компании Боинг по aerodrome reference code
На сайте компании Боинг размещен PDF-документ, содержащий список аэродромов, технически подходящих для ВС B747-8F (4F):
Боинг не гарантирует 100-ую корректность данного списка аэродромов и указывает на то, что каждая авиакомпания должна выполнять подобную проверку аэродромов и согласовывать возможность приема/выпуска ВС.
Фактическая погода на аэродроме (Aerodrome actual weather)
Аэродромные метеорологические органы обеспечивают производство регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды на аэродроме. Регулярные наблюдения обычно производятся и их результаты сообщаются с часовым и получасовым интервалом в зависимости от регионального аэронавигационного соглашения.
При возникновении оперативно-значимых изменений метеоусловий, производятся специальные наблюдения и составляются сводки. Специальные сводки выпускаются в тех случаях, когда один или более элементов регулярной сводки изменяются в соответствии с критериями оперативных минимумов, применяемых эксплуатантами на данном аэродроме.
Данные специальных наблюдений оформляются в виде выборочных специальных сводок в тех случаях, когда изменения отвечают следующим критериям:
- Среднее направление приземного ветра изменилось на 60 и более при средней скорости 20км/час(10узлов) или более;
- Средняя скорость приземного ветра изменилась на 20км/час(10узлов) или более;
- Отклонение от средней скорости приземного ветра (порывы) увеличились на 20км/час(10узлов) или более при средней скорости 8м/с (15узлов, 30км/час) или более;
- Изменения ветра превышают важные в эксплуатационном отношении значения;
- Видимость достигает или превышает 800 или 1500м и 5000м в случае выполнения значительного числа полетов по ПВП;
- Дальность видимости на ВПП достигает или превышает 150, 350, 600 или 800м;
- При образовании и прекращении опасных явлений ( или изменений их интенсивности);
- Высота нижней границы облаков (более 4окт.) достигает или превышает 60, 150, 300м (200, 500, 1000футов); и 450м(1500футов) в случае выполнения значительного числа полетов по ПВП;
- Количество облаков в слое ниже 450м(1500футов) изменяется от 4окт. и менее до более 4окт. (и наоборот).
Регулярные и выборочные специальные сводки составляются:
- В кодовых формах METAR или SPECI, предусмотренных ВМО или
- Открытым текстом с сокращениями.
- METAR (meteorological aviation report) или SA (summary actual) — регулярная сводка фактической погоды ( в открытом тексте MET REPORT);
- SPECI или SP (special) — выборочная специальная сводка. Содержание и последовательность метеоэлементов теже, что и в регулярных сводках по аэродрому- METAR.
В случае составления метеорологического бюллетеня, в который входит несколько телеграмм фактической погоды, тип метеосводки указан в заголовке бюллетеня, например:
SAEE15 LKPR 140700Z, где
SA — отличительные буквы блока данных о регулярной фактической погоде;ЕЕ — Europe East — географический район, где находится передающий центр;15 — номер бюллетеня;LKPR — 4-буквенный индекс передающего метеорологического органа (Прага);140700Z — дата и время наблюдения, часы и минуты всемирного координированного времени (Universal coordinated time — UTC).