Медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры не оказывают на человека никакого воздействия. Но иногда возникают мгновенные толчки земной коры, которые приносят ущерб не только имуществу, но и здоровью и даже жизни человека. Это землетрясения.
— это подземные толчки и колебания земной поверхности.
Причиной возникновения землетрясений являются сдвиги, смещения горных пород. Они происходят на большой глубине.
— место, где происходит смещение горных пород.
Чаще всего очаг землетрясения располагается на глубине до (10) км. Но иногда смещение горных пород может произойти и глубже (до (700) км).
Волны от очага землетрясения расходятся в разные стороны, некоторые из них достигают земной поверхности. От глубины залегания очага и силы толчка зависит площадь землетрясения и его сила. Чем они больше, тем большая площадь будет охвачена.
— место, которое располагается на земной поверхности перпендикулярно очагу землетрясения.
В эпицентре землетрясения происходят самые мощные разрушения.

Разрушительное воздействие сейсмических волн
Очаг землетрясения возникает в результате разрыва и сдвига пластов горных пород. Создаётся огромное давление, горные породы, окружающие очаг, сначала сжимаются, затем расширяются, и образуются — смещение частиц горных пород. Источником сейсмической волны может быть землетрясение, взрыв, вибрация или удар. Сейсмические волны ( и ) распространяются от очага землетрясения во все стороны.


достигает поверхности Земли первой. отстаёт от продольной, но сила её удара больше, чем у продольной волны. Именно поэтому при землетрясении за первым толчком следует второй, более разрушительный.
Как происходят землетрясения?
В (1887) году во время Алматинского землетрясения, крупнейшего среди азиатских, выдающийся русский геолог и географ Иван Васильевич Мушкетов изучил, что же всё-таки происходит при землетрясении.
(27) мая (1887) года накануне землетрясения отмечалось неспокойное поведение домашних животных: они отказывались от еды, пытались убежать. Утром (28) мая в (4) часа (35) минут раздался подземный гул и сильный толчок, который продолжался не более секунды. Через несколько минут снова послышался гул, и начались сильные подземные толчки. В домах стали вылетать стёкла, посыпалась штукатурка, попадали стены и потолки. Удары и сотрясения продолжались весь день. В результате в городе Алма-Ате из (1800) домов уцелело всего несколько.
В горах возникли трещины и обвалы, на поверхность вышли потоки подземных вод. Глинистая почва на склонах гор начала перемещаться вниз к подножиям гор, захватывая щебень и валуны. Один из таких потоков достиг (0,5) км в ширину и (10) км в длину.

Иван Васильевич Мушкетов ((1850)–(1902)) — русский учёный, геолог и географ, профессор Петербургского технического университета, знаменитый путешественник, член Императорского Русского Географического Общества. Исследователь Средней Азии, проводил геологические изыскания на Урале, на Кавказе, а также изыскания для строительства Кругобайкальской железной дороги (Транссибирская магистраль) в Восточной Сибири.
Деятельность учителя и обучающихся
Проверка готовности к уроку.
Ребята, приглашаю вас в свою творческую мастерскую. Я буду вашим мастером, а вы моими подмастерьями, если что по ходу мастерской вам будет не понятно или что будет не получаться, вы всегда сможете обратиться ко мне за помощью. Мы вместе будем “мастерить” наши знания. Для этого вооружитесь ручками, воображением и чтобы вы не пропустили ничего интересного перед вами на столах лежат рабочие карты, подпишите их.
Работа с презентацией и рабочей картой
1. Фронтальный опрос.
1. Скажите, ребята, какую тему мы начали с вами изучать?
2. Какие вопросы мы успели рассмотреть в этой теме?
2. Работа с тестом.
Для работы с тестом откройте рабочую карту, в которую вы будете заносить правильные ответы.
Ребята, а теперь обменяйтесь рабочими картами и поверьте правильность ответов у одноклассников.
0 – 1 ошибка – оценка «5»
2 – 3 ошибки – оценка «4»
4 – 6 ошибок – оценка «3»
2 – 11
Внимательно посмотрите на экран и подумайте «Какая сегодня будет тема урока» Все свои предположения вы выскажите только после просмотра.
Именно в видеоролике, который сейчас был на экране, ответ на мой вопрос: о чём мы с вами сегодня будем говорить в нашей мастерской? Выскажите свои предположения.
– Итак, тема нашей мастерской “Землетрясения”. Запишите тему урока в рабочие карты и, используя текст учебника, выпишите определение понятия «землетрясение».
Подумайте сами и обсудите одноклассниками, какие вопросы вы хотели узнать и обсудить и запишите их рабочую карту. Понятно, что все интересующие вопросы сегодня рассмотреть невозможно, поэтому мы выберем наиболее актуальные и созвучные теме нашего урока.
1. Почему возникают землетрясения?
Как оценивают землетрясения и с помощью чего измеряют.
3. Последствия землетрясений.
4. Что делать при землетрясении?
Цели нашего сегодняшнего урока:
- Выявить причины возникновения землетрясений;
- Познакомиться с методами оценки и предсказания землетрясений и правилами поведения при землетрясении.
- Выяснить каковы последствия землетрясений
Работа с текстом учебника.
Какая зависимость существует между очагом землетрясения и его эпицентром? Ответить на этот вопрос вы сможете после просмотра цифрового образовательного ресурса.
Работа с рабочей картой.
Движения внутри земной коры приводят к появлению землетрясений — сотрясений земной поверхности. Ежегодно на земном шаре регистрируются сотни тысяч землетрясений. Однако большинство из них слабые, и мы их не замечаем. Силу землетрясений оценивают по интенсивности разрушений на поверхности Земли и измеряют по двенадцатибалльной шкале.
Землетрясения силой в 1-2 балла проходят незаметно для большинства людей, но их могут ощущать животные, которые более чувствительны к движениям земной поверхности.
Толчки силой 3 балла чувствуют только люди, находящиеся в состоянии покоя, а 4 балла ощутимы уже для всех.
Землетрясения в 5 баллов вызывают движение легких предметов (например, посуды), раскачиваются люстры, хлопают незакрытые двери.
Землетрясения силой в 6-7 баллов вызывают повреждения зданий, однако стены остаются целыми. Сооружения, созданные с учетом сейсмической активности, выдерживают подобные землетрясения.6-9 баллов приводят к серьезным разрушениям домов, людям трудно держаться на ногах, в горах происходят обвалы.
При землетрясениях в 10-11 баллов любые сооружения превращаются в развалины, сильно повреждаются дороги, трубопроводы, железнодорожные рельсы, трескается земля.
12 баллов — самые разрушительные землетрясения, приводящие к полному разрушению поселений и сильным изменениям рельефа (появляются скалы, расселины, озера, реки меняют русла).
Для измерения землетрясений создан специальный прибор, который называется сейсмографом. Он регистрирует малейшие колебания земной коры.
С помощью сейсмографов можно за несколько часов предсказывать извержения вулканов, так как любое извержение начинается с толчков внутри земной коры, после которых магма устремляется вверх.
Работа с презентацией и шкалой силы землятресения.
А сейчас я предлагаю вам на время стать учеными сейсмологами. Я буду показывать вам иллюстрации последствий землетрясений разной силы. А вы, используя шкалу оцените силу землетрясений в баллах.
1рис. – 3 – 4 балла
2 рис. 5 – 6 баллов
3 рис. – 12 баллов
4 рис. – 7 баллов
Работа с текстом учебника, рабочей картой,
Работа с физической картой и контурной картой.
Ребята, как вы считаете, везде ли происходят землетрясения?
Найдем на физической карте и отметим в контурных картах территории России наиболее опасными в сейсмическом отношении:
Кавказские горы, горы Южной Сибири, центральная и южная части Дальнего Востока, а особенно район полуострова Камчатка, Курильские острова и остров Сахалин.
http://www.mediagnosis.ru/HISTORY/GRAPH/Pictures/Atlas/Russia.JPG (Физическая карта России)На территории Мордовии сильных землетрясений не происходит т.к. республика находится на древней геологически устойчивой структуре – Русской платформе.
Все мы прекрасно знаем, что землетрясение является одним из опаснейших видов стихийных природных явлений, которые приносят с собой очень большие бедствия и разрушения для человека.
Посмотрите еще раз на шкалу силы землетрясения и скажите землетрясения какой силы наиболее опасны для человека?
Наиболее опасными для человека являются землетрясения начиная с 5–6 баллов (т.к. при такой силе происходит нарушение целостности здания).Начиная с 8–9 баллов, землетрясение наносит отрицательное воздействие на человека и из-за своей внезапности способствует не только нарушению целостности зданий, но и причинению человеку различного вида травм, ушибов, переломов, а в некоторых случаях даже возникновение и летальных исходов.
Мы с вами уже узнали, что на территории нашей республики не бывает землетрясений, но все таки делать, если вы поехали отдыхать, путешествовать и оказались в эпицентре землетрясения?
Предлагайте варианты своих действий.
Обратите внимание у вас на столах есть памятка «Безопасность при землетрясениях» вклейте ее в рабочую карту.
Сегодня нам удалось рассмотреть только несколько вопросов по теме «Землетрясения». Но мне необходимо узнать, насколько внимательно вы были на уроке, какие знания у вас остались? Поэтому прошу вас сформулировать и задать вопрос вашим одноклассникам.
Подходит к концу наша творческая мастерская, какие же выводы для себя вы сделали из нашего занятия? (записи в рабочей карте и высказывания).
Подведение итогов урока.
Загляните теперь внутрь себя, какие чувства у вас возникли удовлетворение от проделанной работы, радость, у вас все получилось, почти все или какие то другие чувства, по всем ли намеченным вопросам вы получили знания отметьте все это в маршрутном листе. Какую оценку вы хотите поставить себе за урок?
§№ 16, ответить письменно на вопрос № 4 с. 58
А что хочется пожелать мастеру, какие замечания сделать?
Спасибо за урок!!!
- http://znanija.com/task/1284446 — Школьные знания
- http://www.mediagnosis.ru/HISTORY/GRAPH/Pictures/Atlas/Russia.JPG (Физическая карта России)
Люди часто говорят: «земная твердь», имея в виду, что Земля, по
поверхности которой мы ходим, на которой строятся огромные города, железные
дороги, в недрах которой добываются полезные ископаемые – неподвижна и
постоянна. Так и есть, но лишь в определённые моменты времени. В истории
человечества есть множество примеров, которые нам доказывают подвижность
литосферы, её способность раскалываться, подниматься и опускаться, образовывая
горные области. Обычно, движения литосферы медленные, незаметные. Так, скорость
горизонтального движения литосферных плит на сегодняшний день составляет от 1
до 6 сантиметров в год. Горизонтальные движения земной коры проявляются в
перемещении материков или их отдельных частей относительно друг друга. Однако,
существуют быстрые, стремительные, неожиданные и разрушительные движения
литосферы. Такие движения литосферных плит получили название сейсмические, от
греческого слова «сеймос», что значит землетрясение.
Землетрясения представляют собой сильные колебания земной коры,
которые вызваны процессами, происходящими в литосфере. Это очень опасное
природное явление, в результате которого может в очень короткое время
измениться рельеф местности, образоваться резкие обрывы в земной коре и
разрушится целые города. Место в земной коре, где возник разрыв и смещение
горных пород, называют очагом землетрясения. От очага колебания земной коры
распространяются во все стороны как волны: чем дальше от очага, тем слабее
толчки. Место, расположенное над очагом на поверхности Земли, называют
эпицентром землетрясения. Эпицентр – это самое опасное место во время
землетрясения, потому что здесь наблюдаются самые большие толчки.

Для того, чтобы оценить насколько разрушительным будет
землетрясение, учёные разработали двенадцатибальную шкалу оценки силы
землетрясения. Давайте попробуем её проанализировать.
Итак, землетрясения, которые оцениваются от одного до четырёх
баллов являются слабыми. Землетрясения в один–два балла людьми не ощущаются.
Они даже могут происходить в данном месте и в данное время. Три, четыре балла –
это землетрясения, которые ощущаются внутри некоторых зданий, может быть слышен
звон посуды, скрип половиц.
И наконец, самые разрушительные землетрясения оцениваются от
восьми до двенадцати баллов. Землетрясения такой мощности разрушают здания,
мосты, фундамент, могут изменять русла рек.

Ежегодно в мире происходит около 100 000 сотрясений земной коры, а
катастрофические землетрясения наблюдаются примерно раз в десять лет. Сейсмология
– это наука, которая изучает колебания земной коры. К сожалению, надёжно и
точно предсказывать землетрясения пока не удаётся.
Землетрясения опасны своей внезапностью. Сейсмологи давно пытаются
найти действенные методы, которые бы позволили достоверно предсказать
возникновение подземных толчков. Люди научились предсказывать землетрясение по
поведению животных. Так, например, собаки, обладающие острым слухом, в
состоянии чувствовать сильные землетрясения за несколько дней или часов.
Некоторые из них убегают из дома или очень агрессивно себя ведут, другие воют и
мечутся из стороны в сторону. Волнистые попугайчики, которые живут в квартире,
способны чувствовать землетрясение за пятнадцать минут до его начала. Они
начинают метаться по клетке и биться о её прутья. Аквариумные рыбки также
являются хорошими сейсмологами, они способны почувствовать землетрясение за четыре
часа до его начала. Если рыбки начинают выпрыгивать из аквариума – это верный
признак ожидать беду.
Существует правила поведения при землетрясениях. Если во время
землетрясения вы находитесь на улице, не пытайтесь спасаться бегством, падающие
объекты могут быть опасны. Отойдите от зданий и других конструкций которые
могут обрушаться. Оставайтесь в этом месте пока подземные толчки не
закончатся. Если вы находитесь в каком-либо здании – укройтесь под каким-либо
прочным предметом мебели, например, столом или в углу помещения. Постарайтесь
находиться подальше от окон и зеркал, примите такое положение, чтобы вы были
повёрнутыми к ним спиной, защитите себя руками.
Районы, где особенно часто бывают землетрясения, называют
сейсмически активными. Сейсмически активные районы располагаются на
приграничных областях между литосферными плитами – их ещё называют
сейсмическими поясами. Их два в мире: Тихоокеанский сейсмический пояс (или
Тихоокеанское огненное кольцо),) и Альпийско-Гималайский пояс, который
протянулся от западного до восточного побережья Евразии.


Землетрясения наблюдаются и в океанах. Тогда волны, образовавшиеся
от землетрясения, доходят до побережья материков, достигая высоты десятки
метров. Обрушиваясь на сушу, они разрушают всё на своём пути. Такие волны
называют цунами. Это очень опасное природное явление, приводящее к
катастрофическим последствиям.
Вулканы. Или, как их называют,
огнедышащие горы. Извержение вулканов – это грозное и одно из самых опасных
природных явлений для человека.

Вулкан по форме похож на гору. Однако, в отличие от горы, у
вулкана в верхней его части, есть углубление (в виде чаши или воронки), которое
называют кратером. Диаметр кратера может составлять от десятков метров до
нескольких километров. Во внутреннем строении вулкана имеется узкое и глубокое
отверстие, которое получило название жерло. Под самим вулканом расположен очаг
магмы. Магма представляет собой раскалённое вещество мантии Земли. Вулкан – это
гора, на вершине которой находится кратер, откуда из недр Земли время от
времени выходит на поверхность магма, образуя при этом лаву и вулканические
газы.
Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в
земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность. Пытаясь освободиться
от колоссального давления, которое существует на глубине, магма устремляется
вверх по жерлу и изливается на земную поверхность. Раскалённая минеральная
масса, которая выбрасывается вулканом на земную поверхность при извержении,
называется лавой. Постепенно из вулканических продуктов, выбрасываемых на
поверхность земли, образуется конус вулкана. Иногда при очень сильном
извержении вулкана вместе с магмой выбрасывается вулканический пепел и
вулканические камни.
Не все вулканы на Земле имеют одинаковую форму. Форма вулкана
зависит от извергаемой им лавы. Если лава густая, вязкая, то она остывает
достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму
конуса. Такие вулканы получили название конические. Более жидкая лава
растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает растечься на
значительные расстояния. Склоны такого вулкана будут более пологими. Вулкан,
извергающий такую лаву называется щитовой.
Действующим называют вулкан, который либо извергается сейчас, либо
о его извержениях сохранились записи. В России действующие вулканы расположены
на полуострове Камчатка и на Курильских островах. Самый большой и наиболее
активный вулкан России – Ключевская Сопка. Расположен он на востоке Камчатки.
Возраст вулкана приблизительно оценивается в семь тысяч лет. С момента
последнего его извержения его высота составляет 4835 метров.
Вулканы встречаются не только на поверхности Земли, но и на дне
океанов. Если конус такого вулкана возвышается над водой, образуются
вулканические острова. К таким островам относятся: Гавайские, Филиппинские,
Марианские, Сейшельские острова, а также самый большой вулканический остров
Исландия.
В тех областях, где расположены вулканы, подземные воды
нагреваются магмой до очень высоких температур, и они способны изливаться на
земную поверхность в виде горячих источников. Такие источники получили название
гейзеры. Гейзеры расположены в Йеллоустонском национальном парке в США, в
Исландии и даже в России, на полуострове Камчатка. Именно здесь находится
Долина Гейзеров – одна из наиболее крупных гейзерных областей мира и
единственная в Евразии. Долина Гейзеров труднодоступна, на её территории
действует заповедный режим.

Землетрясение — это русское слово, буквально означающее
«трясение Земли». Согласно определению, землетрясение — это подземные толчки
и колебания земной поверхности, освобождающие огромное количество энергии.
Эта энергия распространяется в виде упругих сейсмических волн на большие
расстояния, и вызывает смещения и разрывы в земной коре или верхней части
мантии Земли.

Вы уже знаете, что земная кора не является монолитной
оболочкой планеты, а состоит из нескольких больших блоков — литосферных плит.
Более 90 % Земли покрыто 8 крупнейшими литосферными плитами: Евразийской,
Индостанской, Африканской, Южно-американской, Антарктической, Тихоокеанской,
Австралийской и Северо-американской.

Литосферные плиты не стоят на месте — они постоянно движутся
друг относительно друга как в горизонтальном, так и в вертикальном
направлениях. Такое перемещение сопровождается накоплением в недрах Земли
огромных энергий. Но бесконечно она накапливаться не может и тогда внутреземное
напряжение скачкообразно сбрасывается — происходит землетрясение.
Сейсмический разрыв земной коры почти всегда зарождается на
глубине, в пределах 10—15 километров, но в редких случаях толчки исходят из
глубины в сотни километров, а иногда глубина разрыва не превышает и 3—5
километров. Установлено, что самые мощные землетрясения зарождаются на глубине
от 40 до 60 километров.
Место, где произошло разрушение горной породы, называется
очагом землетрясения или гипоце́нтром.

Над ним на земной поверхности расположено место наибольшего
проявления землетрясения. Оно получило название эпицентр.
Для измерения количества энергии, выделяемой в очаге
землетрясения, была введена шкала Рихтера, предложеная американским сейсмологом
Чарльзом Ри́хтером в тысяча девятьсот тридцать пятом году. Шкала Рихтера содержит
условные единицы (от 1 до 9,5) — это магнитуды, которые вычисляются по
колебаниям, регистрируемым сейсмографом.

Магнитуда — это безразмерная величина, которая характеризует
общую энергию сейсмических колебаний.
А сейсмограф — это специальный измерительный прибор,
который используется для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических
волн.
Интересно, что самый первый сейсмограф был изобретён в Китае
учёным Чжан Хэном в 132 году. Он представлял собой огромный бронзовый сосуд,
диаметром около 180 см, внутри которого, как полагают учёные, располагался
маятник, способный раскачиваться в 8 направлениях.

По краям сосуда были укреплены восемь драконов по делениям
компаса, каждый с шариком в пасти. Когда происходило землетрясение маятник, с
помощью специального механизма, открывал пасть дракона, и из неё выпадал шарик,
попадавший в рот одной из восьми жаб, размещённых у основания сосуда. По тому,
какой из драконов выбрасывал шарик, узнавали, в каком из восьми направлений
произошло землетрясение.
Очень часто шкалу Рихтера путают со шкалой интенсивности
землетрясения в баллах, которая основана на внешних проявлениях подземного
толчка (воздействие на людей, предметы, строения, природные объекты).
В разных странах принято по-разному оценивать интенсивность
землетрясений. Так, например, в Европе используется двенадцатибалльная
Европейская макросейсмическая шкала.

В Японии — семибалльная шкала Японского метеорологического
агентства.

А в России и странах СНГ применяется двенадцатибалльная шкала
Медведева — Шпонхойера — Карника.

Однако чаше всего применяется международная
двенадцатибалльная сейсмическая шкала «MSK-86», называемая также шкалой Меркалли, в честь итальянского
сейсмолога Джузеппе Меркали.

В ней все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по
нарастающей силе их проявления.
Рассмотрим эту шкалу поподробнее. Итак, землетрясение в I балл (незаметное) никак
не ощущается людьми, его могут регистрировать только приборы.
Землетрясение в II балла (очень слабое) может ощущаться в спокойной
обстановке на верхних этажах зданий.
III
балла (слабое) ощущается в помещениях: как будто под окнами проехал лёгкий
грузовик.
При землетрясении в IV балла (умеренное) под окнами проезжает тяжёлый грузовик.
Ощущается оно многими людьми.
Землетрясение в V баллов (довольно сильное) ощущается на улице. В помещениях
скрипят полы, осыпается побелка.
VI
баллам соответствует сильное землетрясение. Оно приводит к лёгкому
повреждению зданий, появляются трещины в штукатурке.
Землетрясение в VII баллов считается очень сильным. Во время такого
землетрясения трудно стоять на ногах; осыпается штукатурка, падают кирпичи.
VIII
баллам соответствует разрушительное землетрясение. Оно приводит к
разрушению в зданиях, рушатся кирпичные стены, башни, в сыром грунте появляются
трещины.
При землетрясении в XIX баллов (опустошительное) лопаются каркасы многих
строений, а в грунте образуются достаточно большие трещины.

X
баллам соответствует уничтожающее землетрясение. Происходит
разрушение большинства зданий, происходят серьёзные повреждения плотин,
наблюдаются мощные оползни.
Землетрясение в XI баллов — это катастрофа. При таком землетрясении
возникают многочисленные трещины на поверхности земли и вертикальные
перемещения по ним. Происходит общее разрушение зданий, и серьёзная деформация
железнодорожных путей.
XII-балльное
(сильная катастрофа) землетрясение. При нём происходит практически
полное разрушение; нарушается линия горизонта; изменяются русла рек, образуются
озёра и водопады.
Следует понимать, что при одинаковой энергии, высвободившейся
при землетрясении (то есть при одинаковой магнитуде) сила землетрясения может
быть различной в зависимости от глубины очага землетрясения. Приведём пример. В
1966 году в Ташкенте произошло землетрясение с магнитудой всего 5,3. Но так как
очаг располагался на глубине всего 8 километров, то сила землетрясения достигла
8 баллов в эпицентре, который пришёлся на центр города.

Но если бы очаг землетрясения располагался где-нибудь на
глубине 15—25 километров, его сила была бы не более 5 баллов.
Ежегодно на Земле люди ощущают около 350 тыс. землетрясений.
При этом большая часть земного шара сейсмически безопасна, так как практически
все землетрясения происходят на приграничных областя́х литосферных плит —
сейсмических пояса́х. Наиболее активные в этом плане Средиземноморско-Азиатский
пояс, охватывающий страны Европы и Центральной Азии, и тихоокеанский пояс,
который ещё называют Тихоокеанским огненным кольцом, так как здесь происходит
до 80 % всех землетрясений.

Напомним, что на территории России сейсмически опасные
области располагаются в Северном Кавказе, Байкальском регионе, полуострове
Камчатка, на острове Сахалин и Курильских островах. А мощные, свыше девяти
баллов, землетрясения могут происходить на Алтае, в Восточной Сибири, Якутии,
на Камчатке, Курильских островах и Сахалине.

На долю землетрясений приходится от 15 % до 25 % ущерба,
причиняемого человечеству всеми стихийными бедствиями. Резкое колебание почвы,
образование разломов, просадка земной поверхности приводят к разрушению
различных объектов, возведённых человеком, что в свою очередь вызывает цепь
взаимосвязанных вторичных бедствий. Так, разрушение плотины становится причиной
наводнения, а вода может уничтожить жилье, сельскохозяйственные угодья, вывести
из строя линии коммуникации и связи.
Следует отметить, что гибель людей и животных в разломах
земной поверхности — явление редкое. Основная же масса пострадавших погибает
под обломками зданий, в которых они находились во время землетрясения.
За время существования человечества на Земле в результате
землетрясений погибли миллионы людей и были разрушены сотни городов. Широко
известно землетрясение в городе Мессина, что в Италии. Оно произошло 28 декабря
1908 года в шестом часу утра. Буквально за несколько секунд город был полностью
разрушен. Землетрясение также вызвало три волны цунами, которые накрыли
побережье одна за другой с интервалом в 15 минут.

Все здания, что находились на берегу, были смыты водой. Утром
сообщение о катастрофе было передано во все страны мира. Отовсюду начала
стекаться помощь. Случилось так, что в это самое время недалеко от острова
Сицилия располагалась русская гардемаринская эскадра Балтийского флота.
Броненосцы «Цесаревич» и «Слава», броненосный крейсер «Адмирал Макаров» и чуть
позже — бронепалубный крейсер «Богатырь», узнав о землетрясении, первыми
прибыли на помощь жителям Мессины.

Шесть дней русские моряки помогали людям. Вот что говорили
сами итальянцы: «Трудно себе представить нечто более героическое, чем поступок
русских моряков. Бесстрашное поведение их офицеров и матросов ещё более
выделялось при их скромности и сердечной простоте».
Вот только один эпизод, который характеризует геройство
русских моряков. Пробираясь сквозь завалы, они увидели на остатках балкона
третьего этажа висящую вниз головой шестилетнюю девочку. Обломок стены еле
держался и мог обрушится в любую минуту. Тогда матросы поставили вертикально
лестницу без всяких упоров. Двое держали её снизу, а двое полезли наверх. Затем
один из них залез на плечи товарища и достал ребёнка.
А вообще, по официальным данным, моряки извлекли из-под
завалов около двух тысяч человек. А крейсер «Адмирал Макаров» и линкор «Слава»
перевезли около тысячи пострадавших.
Интересно, что с точки зрения геологии, мессинское
землетрясение не было значительным, и лишь число жертв придало ему столь
широкую известность. Существуют разные оценки общего количества погибших,
максимальная цифра — 200 тыс. человек, в том числе около 60 тыс. — в Мессине,
население которой составляло около 150 тыс. человек.
Отметим, что как правило землетрясения интенсивностью 5—6
баллов, случаются на Земле около 5—7 тыс. раз за год, 7—8 баллов — около
100—150 раз. Мощные землетрясения в 9—10 баллов происходят около 15—20 раз за
год. А 1—2 раза в год случаются катастрофические землетрясения.
Привыкнуть и полностью подготовиться к землетрясениям нельзя.
Практически все люди, пережившие их, получают сильную психологическую травму.
Однако защитить население от последствий землетрясений можно. О том, как это
делается, мы с вами поговорим в следующий раз.
Землетрясение — это русское слово, которое буквально означает
«трясение Земли». Под землетрясением мы с вами будем понимать подземные
толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных
смещений и разрывов в земных недрах. Внезапность и огромная разрушительная
сила землетрясения часто приводят к большому числу человеческих жертв и
уничтожению огромных материальных ресурсов.
Долгое время природа землетрясений оставалась загадкой.
Однако в 1965 году канадский археолог Джон Уилсон установил, что литосфера
нашей планеты не является монолитным панцирем, а состоит из нескольких больших
блоков — литосферных плит. А спустя всего три года американский
геофизик Уильям Морган смог определить их границы. Как оказалось, почти 90 %
Земли покрыто 8 крупнейшими литосферными плитами, которые лежат на относительно
мягком и пластичном верхнем слое мантии.

Это приводит к тому, что ежегодно плиты перемещаются друг
относительно друга со скоростью до 6 см/год. Иногда при этом возникают
критические перегрузки и происходит нарушение сплошности горных пород. Тогда в
этом месте возникает геологический разлом или разрыв. Разрывы возникают
практически мгновенно и сопровождаются серией толчков и колебаний земной
поверхности — происходит землетрясение. Колебания земной коры передаются на
огромные расстояния в виде упругих сейсмических волн. Пограничные области
между литосферными плитами называются сейсмическими поясами. В них
сосредоточена основная масса действующих вулканов и происходит до 95 % всех
землетрясений на планете. Наиболее активные в этом плане Средиземноморско-Азиатский
пояс, охватывающий страны Европы и Центральной Азии, и тихоокеанский
пояс, который ещё называют Тихоокеанским огненным кольцом, так как здесь
происходит до 80 % всех землетрясений на планете.

Как правило сейсмический разрыв земной коры зарождается на
глубине 10—15 км. Но в этом правиле бывают и исключения. Так было установлено,
что самые мощные землетрясения зарождаются на глубине от 40 до 60 километров.
Место, где произошло разрушение горной породы, называется
очагом землетрясения или гипоцентром.
Над ним на земной поверхности расположено место
наибольшего проявления землетрясения. Оно получило название эпицентр.
Для измерения количества энергии, выделяемой в очаге
землетрясения, была введена шкала Рихтера, предложенная американским
сейсмологом Чарльзом Рихтером в 1935 году. Шкала Рихтера содержит условные
единицы (от 1 до 9,5) — магнитуды, которые вычисляются по колебаниям,
регистрируемым сейсмографом.

Магнитуда — это безразмерная величина, которая
характеризует общую энергию сейсмических колебаний.
Считается, что первый сейсмограф был изобретён во втором веке
нашей эры китайским учёным Чжан Хэном. Это был огромный бронзовый сосуд, внутри
которого (вероятнее всего) находился вертикальный маятник. По краям сосуда были
укреплены восемь драконов, каждый с шариком в пасти. При землетрясении маятник
приходил в движение и, с помощью специального механизма, открывал пасть
дракона. Из неё выпадал шарик и попадал в рот одной из жаб, размещённых у основания
сосуда. По тому, какой из драконов выбрасывал шарик, узнавали, в каком
направлении произошло землетрясение.

Очень часто шкалу Рихтера путают со шкалой интенсивности
землетрясения в баллах, которая основана на внешних проявлениях подземного
толчка (воздействие на людей, предметы, строения, природные объекты). В разных
странах принято по-разному оценивать интенсивность землетрясений. Например, в
России используется шкала Медведева — Шпонхойера — Карника.

В ней все возможные землетрясения разбиты на 12 групп по
нарастающей силе их проявления: от незаметного землетрясения в один балл, до
двенадцати бального землетрясения, приводящего практически к полному
разрушению.
Следует понимать, что при одинаковой энергии, высвободившейся
при землетрясении (то есть при одинаковой магнитуде) сила землетрясения может
быть различной в зависимости от глубины очага землетрясения. Например, в 1966
году в Ташкенте произошло землетрясение с магнитудой всего 5,3. Но так как очаг
располагался на глубине 8 километров, то сила землетрясения достигла 8 баллов в
эпицентре, который пришёлся на центр города. Однако, если бы очаг землетрясения
располагался хотя бы в два раза глубже, то сила землетрясения не превысила бы 5
баллов.

Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций (в том
числе и землетрясений) является одной из задач единой государственной
системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Она включает в
себя широкий комплекс мероприятий, проводимых органами государственной власти и
органами местного самоуправления всех уровней.
Итак, какой же комплекс мер применяется для защиты населения
от последствий землетрясений. Конечно же всё зависит от конкретной ситуации.
Например, это могут быть прогнозы землетрясений. Для предсказания сильных
землетрясений используют знания об определённых закономерностях, происходящих в
земной коре. Дело в том, что прочность различных пород в земной коре
неодинакова. Следовательно, большому землетрясению всегда предшествует серия
мелких толчков — форшоков. Поэтому если постоянно следить за местом и
временем возникновения небольших землетрясений, то с большой долей вероятности
можно спрогнозировать крупное землетрясение. Именно для таких целей на
территории Российской Федерации развёрнута большая сеть сейсмических станций.
Прогноз времени возникновения сильных землетрясений бывает
долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Долгосрочный прогноз основан на повторяемости
сейсмических явлений. К примеру, известно, что в Сочи сильные землетрясения с
интенсивностью выше 7 баллов случаются где-то раз в 500— 1000 лет. Зная этот
период можно примерно спрогнозировать время наступления следующего сильного
землетрясения в этом районе.
Более точным оказывается среднесрочный прогноз. Он
основан на выявлении изменений свойств горных пород в области предполагаемого
землетрясения. Так, например, перед образованием крупного разрыва в земной
коре, появляются отклонения в магнитном и гравитационном полях Земли,
изменяется состав подземных вод.
Но и среднесрочный прогноз не даёт возможности для точного
определения времени землетрясения для принятия оперативных мер по защите
населения. Поэтому и существуют краткосрочные прогнозы, учитывающие
результаты как долгосрочного, так и среднесрочного прогнозов.
Следует также отметить, что достаточно точным средством
кратковременного прогноза является поведение животных до землетрясения. Так в
период от двух часов до двух дней проявляют своё беспокойство собаки, от одного
до трёх дней — куры, а свиньи, лошади, быки и овцы — от нескольких часов до
одного дня.
Например, в 1966 году жители Ташкента наблюдали массовую
миграцию муравьёв, уносящих яйца. А через час на город обрушилось
разрушительное землетрясение.
Ещё одной мерой по защите населения от последствий землетрясения
является оповещение населения. Данную задачу решают автоматизированные системы
централизованного оповещения. Они подают звуковой сигнал сиренами, который
означает «Внимание всем!». Далее следует речевая информация, передаваемая по
радио и телевидению, содержащая информацию об угрозе или возникновении
землетрясения, а также рекомендации по действиям населения.
Однако отметим, что однозначных рекомендаций о том, как
вести себя во время и после землетрясения нет — все они носят общий характер и
учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации.
Итак, если вы проживаете в сейсмоопасном районе, то вы должны
заранее продумать, где хранить документы и ценные вещи так, чтобы в случае
опасности до них было легко добраться. Там же рекомендуется хранить рюкзак, с
самым необходимым на первое время: спички, фонарик, аптечка, запасная одежда и
обувь. Желательно иметь запас воды и консервов на несколько дней.
А теперь представим себе такую ситуацию. Вы находитесь у себя
дома и тут небольшой толчок. Он заставляет вас встрепенуться и спросить себя:
«Что это? Может это проехал грузовик под окном?». Но за первым толчком
следуют ещё два. И тут до вас доходит, что это не колонна грузовиков едет под
окнами, а настоящее землетрясение.
Помните! Самое главное при землетрясении — не поддаваться
панике и защититься от обломков, стёкол и тяжёлых предметов в доме.
Первые небольшие толчки, что вы почувствовали — это форшоки,
которые очень часто предшествуют сильному землетрясению. От форшоков до
следующих сильных толчков у вас есть секунд 15—20. В этот период вы должны
выбрать максимально разумный способ поведения.
Например, если вы находитесь в невысоком здании, то
необходимо быстро и осторожно выбраться из него через окно или дверь.
Оказавшись на улице, перейдите на открытое пространство. Старайтесь выбираться
обходными путями в стороне от бегущей в панике толпы. Держитесь подальше
от балконов, карнизов и оборванных линий электропередач.
Если же землетрясение застало вас в высотном здании, то
помните, что ни в коем случае нельзя выбегать на лестничные площадки, так
как это источник повышенной опасности. Ещё раз повторимся: основная причина
гибели людей — это падающие обломки и разрушающиеся стены. Нельзя покидать
здание и с помощью лифта, так как он может застрять или упасть в шахту.
Искать спасение нужно там, где вы находитесь. Отойдите от
окон, внешних стен здания и громоздкой мебели. Лучше всего встать в дверной
проём внутренней стены здания или во внутренний угол комнаты. Но если вам
кажется, что потолок может рухнуть, то залезьте под стол.
В темноте используйте фонарик. Спичками и свечками
пользоваться опасно, так как во время землетрясения может произойти утечка
газа.
Как только закончится первая серия толчков, покиньте дом,
предварительно отключив газ и электричество. Выходите из дома, прижавшись
спиной к стене, особенно, если вам предстоит спускаться по лестнице.
Находясь в машине, необходимо отъехать на ней как можно
дальше от высотных зданий. Остановиться и открыть двери. Не начинать движения
до полного прекращения подземных толчков.
Если вы оказались в завале, то дышите глубоко, не
поддавайтесь панике. Помните! Человек способен выдержать жажду и особенно
голод в течение нескольких дней, если не будет бесполезно расходовать энергию.
При необходимости, окажите себе первую медицинскую помощь.
Если есть возможность выбраться из-под завала через узкий лаз, то, прежде чем
это сделать, убедитесь, что сверху на вас ничего не рухнет. Протискиваться надо
постепенно, прижав локти к бокам и двигаясь ногами вперёд.
Не забывайте о том, что у спасателей есть «час
тишины». В это время машины и оборудование для разбора завалов прекращают
свою работу, а спасатели прислушиваются к голосам о помощи и стукам.
В следующие несколько часов после землетрясения будьте готовы
к возможным повторным толчкам — афтершокам. Поэтому не бродите по
улицам, так как возможны повторные обрушения и падения зданий.
Учебный предмет:Основы безопасности жизнедеятельности
Тема урока: «Землетрясения и причины их возникновения»
Тип урока: урок открытия нового знания
Дать представление о землетрясениях и причинах их возникновения.
Научить учащихся выявлять основные причины землетрясений.
2. Развивающие (метапредметные результаты):
Развитие познавательного интереса посредством ИКТ
Осознание проблемы опасности землетрясений для жизнедеятельности человека.
Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру;
3. Воспитательные (личностные результаты)
Научить оценивать степень риска при землетрясениях для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека
Ориентироваться на месте, вырабатывать мужество, находчивость и самоотверженность.
Планируемые образовательные результаты
Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), сформировать взаимоотношения с окружающими;
Познавательные УУД: изучить виды землетрясений, познакомиться с причинами возникновения ,способами обнаружения и регистрации землетрясений, основными характеристиками
Коммуникативные УУД: владение приемами и навыками общения со взрослыми; : владение приемами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения
Сформировать познавательный интерес к предмету, позитивное отношение к природе необходимости её охраны и бережном отношении, учащиеся должны усвоить виды землетрясений, их опасность для человека;
осознать опасность землетрясений для людей, народного хозяйства, экологии
Основные понятия: землетрясения, тектонические, внутриплитовые, вулканические, сейсмограф, эпицентр, гипоцентр, магнитуда, Шкала Рихтера, шкала Меркалли, сейсмическая область.
Метапредметные связи: история, русский язык, география.
- технология проблемного диалога при системно-деятельностном обучении;
- технология критического мышления;
2.Изучение новой темы
– О каком природном явлении это стихотворение? О каких последствиях говорит автор? (ответы детей)
Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.
— Сейчас поработаем в группах, соотнесите понятия с их определениями «Слайд1):
(Дети рисуют в тетради очаг и эпицентр землетрясения. Дети записывают понятия: очаг, эпицентр, землетрясение.)
В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.
Сила землетрясения – степень проявления землетрясения на земной поверхности; оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12-балльная шкала, в Японии – 7-балльная.
По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).(по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера (1900–1985), предложившего ее в 1935).
Условно землетрясения подразделяются на:
- Слабые – 1–3 балла
- Умеренные – 4 балла
- Довольно сильные – 5 баллов
- Сильные – 6 баллов
- Разрушительные – 8 баллов
- Опустошительные – 9 баллов
- Уничтожающие – 10 баллов
- Катастрофические – 11–12 баллов.
Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.
Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах. Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора). (Задание на опережение: один ученик готовит дома доклад про сейсмограф) (Слайд2)
Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.
Начало научному познанию землетрясений было положено российскими учеными С.И. Вавиловым и Г.А. Гамбурцевым, одними из основоположников сейсмической разведки в нашей стране. Но изучать землетрясения и знать их причины необходимо не только сейсмологам, но и специалистам других профессий. Кому? (Ответы детей: проектировщикам, архитекторам, инженерам, строителям)
Сейсмически активные районы (Слайд3): – Тихоокеанский пояс – охватывает кольцом берега Тихого океана. Здесь происходит до 80% всех землетрясений. – Средиземноморский (Трансазиатский) пояс – простирается через юг Евразии от Пиренейского полуострова на запад до малайского архипелага на востоке. В зоне этого пояса происходит до 15% всех землетрясений. – Пояса: Арктический, западной части Индийского океана и Восточно-Африканский. В этих зонах происходит до 5% всех землетрясений – Сейсмически опасные районы России – Кавказ, Алтай, горы Восточной Сибири и Дальнего Востока, Командорские и Курильские острова, о. Сахалин
Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.
Признаки близкого землетрясения (слайд4):
- резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
- запах газа в районах, где раньше этого не было;
- беспокойство птиц и домашних животных;
- слабые толчки земной поверхности;
- нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.
- телевизоры берут программы других стран
В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.
В Индонезии растёт королевская примула, замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.
Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения (слайд5)
- При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение нескольких минут.
- Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.
- Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Почему?
- Не допускать возникновения паники.
- Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.
При заблаговременном оповещении о землетрясении: – включить телевизор, радио, прослушайте сообщения и рекомендации; – закрепите мебель, тяжелые вещи переместите на пол; – выключите газ, воду и электричество, погасите огонь в печах; – возьмите необходимые вещи и документы; – следуйте в сборный эвакуационный пункт.
При внезапном землетрясении если вы оказались:
На улице: – отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите; – передвигайтесь используя свободное пространство; – следите за опасными предметами которые могут оказаться на земле; – найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.
В школе или дома: – спрячьтесь под партой или в безопасном месте; – не выбегайте на балкон; – не зажигайте огонь; – откройте дверь и встаньте в дверном проеме капитальных стен; – держитесь подальше от окон.
Правила безопасного поведения после землетрясения(слайд6): – сохраняйте спокойствие; – не зажигайте огня; – после землетрясения не заходить в пока его не осмотрят специалисты; – избегайте мест, где видны оборванные провода; – серьезно пострадавших людей лучше не трогать, постарайтесь найти спасателей или медиков
Помните! Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА (слайд7)
Что нельзя делать при землетрясении дома и в школе?(Ответы детей)
— подвергаться панике;
— создавать давку;
— прыгать из окна;
— пользоваться лифтом;
— зажигать спички;
— стоять возле окон, зеркал, печей и т.д.
ВЫ В ТРАНСПОРТЕ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.
ВЫ НА УЛИЦЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?(ответы детей)
— открытое место;
— не бегайте, не кричите;
— передвигайтесь подальше от домов, деревьев, ЛЭП;
— быть внимательным.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАВАЛЕ?
А) Вы ранены, получили травму:
— постарайтесь успокоиться;
— помните, Ваше спасение – в Ваших руках.
— действуйте разумно, в соответствии с ситуацией.
— постарайтесь определить характер травмы;
— окажите себе посильную помощь;
— перевернитесь на живот, ослабьте давление на грудь;
— привлекайте внимание спасателей. – КАК? Голосом и стуком;
— постарайтесь найти и надеть теплые вещи;
— укрепите по возможности завал (поставьте подпорки);
— постарайтесь утолить жажду;
— осмотритесь, нет ли где лазов, проемов, просветов;
— осторожно выбирайтесь из завала, не вызывая нового обвала;
— выйдите на открытое место;
Работа в группах. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №1.
Выберите из перечисленных мест те, которые наиболее безопасны для укрытия в здании при землетрясении. Объясните, почему эти места считают наиболее безопасными.
- Места внутри шкафов, комодов, гардеробов;
- Места под прочно укрепленными столами и рядом с кроватями;
- Места у колонн;
- Места под подоконниками;
- Углы, образованные внутренними перегородками;
- Вентиляционные шахты и короба;
- Проемы в капитальных внутренних стенах;
- Балконы и лоджии;
- Углы, образованные капитальными внутренними стенами;
10. Места внутри кладовок и встроенных шкафов;
11. Дверные проемы.
4 правильных ответа на задачу.
4. Закрепление пройденного
О каком природном явлении мы сегодня говорили?
В чём выражается сила землетрясения?
Что такое очаг землетрясения? Эпицентр?
Существуют ли живые сейсмографы?
Где растёт “Цветок смерти”.
